Альфира Калинина Равиновна
Эмоциональное воспитание детей раннего возраста посредством музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время вопросы воспитания и развития детей раннего возраста привлекают внимание специалистов различных профессий. Врачи, педагоги, учёные, психологи и музыканты исследуют возможности развития ребёнка в первые годы жизни. Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. С первого дня рождения ребёнок получает музыкальные впечатления. Прежде всего, это голос матери с убаюкивающими или оживлёнными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано подпевает взрослому. Следовательно, музыка представляет богатые возможности для общения взрослого с ребёнком, создаёт основу для эмоционального контакта между ними. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. Сила её заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно, достаточно только сыграть грустную мелодию и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Положительные эмоции влияют на все физиологические процессы, происходящие в организме ребёнка, повышая его тонус. Поэтому преобладание радостного состояния для развития ребёнка очень ценно. Задача педагога – пробудить эмоциональную отзывчивость малыша. Ребёнок идёт к освоению смысла через чувства. Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъёма ребёнок способен сосредоточить своё внимание. Желание вновь пережить определённое состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Несмотря на игровой характер и многообразие форм и методов, используемых в непосредственной музыкальной деятельности детей раннего возраста, были выявлены некоторые часто встречающиеся трудности: Ограниченный словарный запас у детей раннего возраста, что затрудняет подпевание; 240 Адаптационный период вновь прибывших детей, не желающих участвовать в какой-либо деятельности; Сложности в общении с воспитателем и музыкальным руководителем. Поэтому была определена следующая цель: создание благоприятных условий для развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста посредством музицирования на детских музыкальных инструментах. Из этого следует, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к музыкальным инструментам будет успешным, если: создать условия психологической защищённости, эмоциональнопсихологической атмосферы во время совместной деятельности педагога с детьми; предметно-развивающая среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, музыкальный уголок насыщен яркими музыкальными игрушками; использовать на занятиях и вне занятий игры, танцы, сказки - шумелки, потешки и т. д. с музыкальными инструментами, стимулирующие развитие эмоциональной сферы ребёнка; помочь ребёнку вынести свои внутренние переживания вовне через жесты, мимику, движении, речь; использовать методы педагогической интеграции; внедрять положительный опыт педагогов, комбинации передовых методик. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи: 1. Формировать познавательную активность к музыкальным игрушкам. 2. Формировать у детей навыки игры на простейших музыкальных игрушках и инструментах. 3. Вовлекать в игру всех детей, стимулируя развитие эмоциональной отзывчивости и творческой активности. Для решения задач применимы следующие методики и технологии: Элементы музицирования по системе К. Орффа. Методика работы с ранним возрастом М. Ю. Картушиной. Методическое пособие Н. Сорокиной «Кукольный театр для самых маленьких». Элементы программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой. Аудиопрограммы Е. Железновой. В педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных игрушек и инструментов. Я начинаю знакомство малышей ещё до непосредственно музыкальной деятельности, когда прихожу знакомиться с детьми в группу. Обязательно приношу с собой игрушку или перчаточную куклу. Игрушки - помощники незаменимы для установления контакта с детьми раннего возраста и не только помогают заинтересовать малышей, но и служат 241 средством обучения. Зайка, который пришёл на занятие вызывает положительные эмоции и малыши с удовольствием подпевают песне, танцуют, играют. На последующих встречах кукла знакомит детей, например, с бубенчиками или валдайскими колокольчиками, побуждая малышей к активному проявлению эмоций через движения под музыку, мимику, игры на музыкальных игрушках. Несколько игрушек, например, кошечка и петушок, могут переговариваться при помощи музыкальных игрушек, тем самым знакомя детей с тембром, ритмом игрушки, обогащая их музыкальный опыт. Я обратила внимание, что дети, которые испытывали дискомфорт оттого, что не совсем получалось подпевать песенке или танцевать, с воодушевлением изображали походку мишки на барабане или капельки дождя на металлофоне. А когда все танцевали с погремушками, больше всего радостно звенели те, кто до этого упорно не хотел участвовать в танце. По мере того как дети начинали постепенно овладевать простейшими навыками звукоподражания на шумовых инструментах и игрушках усиливался их интерес к музицированию росла уверенность в исполнительской деятельности. Каждая встреча была эмоциональна окрашена и вела к радостному познанию музыки. Как часто надо использовать музицирование на инструментах? Воспитатели групп раннего возраста серьёзно и творчески подходят у музыкально - эстетическому воспитанию дошкольников, являясь незаменимыми помощниками и единомышленниками в развитии у малышей эмоциональной отзывчивости. Совместная работа даёт положительную динамику развития каждого ребёнка, заложив основы музыкальности : Активный эмоциональный отклик на музыку; Определённый музыкальный опыт; Первичные вокализации, певческие интонации; Первичные навыки музицирования на музыкальных инструментах; Совершенствование речи; Развитие двигательной активности. Простота и доступность музыкальных игрушек дала малышам испытать радость первых и желание вновь повторить эти ощущения. Практика показала, что малыши переходят в младшую группу имея положительный эмоциональный опыт. По итогам проводимой работы я сделала вывод: В результате последовательного использования в непосредственно музыкальной деятельности элементов кукольного театра совместно с музицированием на детских музыкальных, шумовых инструментах в различных видах деятельности позволяет радостно познавать музыку малышам, вызывая положительный эмоциональный отклик, способствуя формированию эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста. А раннее развитие у детей – это залог их успешного будущего, лёгкой адаптации в любом коллективе, эмоциональной стабильности и, наконец, счастливой жизни. В заключение хочется сказать, что положительные эмоции в жизни ребёнка – это основа того, что он вырастет добрым и отзывчивым человечком. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок, – говорил К. Орфф – «задача педагогов воспитать в нём творческое начало, творческое мышление…Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка». Литература 1. Арсеневская О. Н. Музыкальные занятия. Первая младшая группа. - Волгоград, 2013. 2. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 1957. 3. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – М. : «ТЦ Сфера», 2010. 4. Картушина М. Ю. Музыкальные сказки о зверятах. Развлечения для детей 2- 3 лет. – М. : «Скрипторий 2003», 2009. 5. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. – М. : Просвещение, 1985. 6. Петрова В. А. Музыкальное занятие с малышами. – М. : Просвещение, 1993. 7. Сауко Т. И. Топ-хлоп, малыши! программа по музыкально - ритмическому воспитанию для детей раннего возраста. – СПб., 2005.