наталия федотова
Воспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – начальный этап интенсивного развития личности, становление различных видов деятельности, проявление способностей и склонностей, становление индивидуальности.
А какой должна стать эта личность – с комплексом характерных качеств (самостоятельность, развитая эмоционально-волевая сфера, инициатива, стремление к самореализации, творчество, высокий уровень умственных способностей, общительность, познавательная активность). Эти качества являются крепким фундаментом для становления успешной личности в обществе. Не в этом ли заключается счастье педагога?
Публикация «Воспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
Именно театрализованная деятельность является «основным инструментом» в работе, она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения ребенка в обществе, формирует нравственную направленность, приобщает к фольклору, национальной культуре, способствует развитию когнитивных навыков с гораздо большей продуктивностью, что является актуальным в наше время.
Условно эта работа делится на несколько этапов:
1 этап (дети 2-3 лет)-вовлечение детей в процесс первого опыта общения со взрослым и со сверстниками (процесс социализации).
Задачи:
способствовать установлению доверительных отношений ребенка с воспитателем на этапе адаптации ребенка к ДОО;
стимулировать простейшие творческие проявления в выполнении имитационных игровых упражнений;
формирование у ребенка начальных навыков публичного выступления (чтение четверостиший, имитационных упражнений и т. д.) перед сверстниками и родителями;
Работа ведется систематично и планомерно, с первых дней пребывания малышей в детском саду. В работе с детьми используется деятельностный подход, где в центре внимания стоит совместная деятельность детей со взрослыми, при этом ребенок развивается как личность. В группе создается атмосфера гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет каждому ребенку сотрудничать с педагогом на основе субъект-субъектных отношений, проявлять инициативу, творческое начало, умение разрешать конфликты.
Педагог называет детей по имени, используя в игровой форме различные рифмы-строчки, песенки-ласкушки и т. д., постоянно разговаривает индивидуально с каждым ребенком, слушает, что говорит ребенок, дает возможность каждому из них высказать свои ощущения, эмоции, переживания. Таким образом, уже, на первом году пребывания в детском саду, малыши начинают транслировать окружающим свой первый успех как самостоятельная личность.
2 этап (дети с 3 до 5 лет)-погружение детей в процесс театрализации.
Задачи:
Способствовать освоению детьми основами исполнительской, зрительской и общей культуры;
Формировать у детей способность выражать пластикой, мимикой, речью характер и особенности персонажей театрализованной деятельности;
Использовать дифференцированный подход в организации творческой деятельности с учетом степени индивидуальной активности детей;
Стимулирование интереса к обеспечению равной успешности малоактивным детей в творческой деятельности;
3 этап (дети с 5 до 7 лет)-самореализация детей в театрализованной деятельности.
Задачи:
Способствовать развитию творческой уверенности детей в театрализованной деятельности;
Создать условия для проявления детьми творческой уверенности через участие детей в мероприятиях различного вида и уровня (конкурсах, праздниках, театральных фестивалях; городские, республиканские, российские);
Хотелось бы отметить, что эти два этапа представляют собой единый целостный процесс, в основе которого лежит проектная технология. Проект долгосрочный – на весь период пребывания детей в детском саду (5 лет).
Педагогами реализованы следующие проекты: «Сыграем сказку!»,2014; Волшебный занавес»,2018.
Созданная нами система работы в данном направлении позволяет заинтересовать детей, вовлечь в процесс театрализации, раскрыть креативные возможности каждого ребенка и привести его к успеху: сначала принимают участие самые смелые и активные дети, а остальные находятся в процессе наблюдения. Для побуждения активности всех детей группы используются различные игровые упражнения: проговаривание чистоговорок, определение характеров героев сказки, (с использованием ИКТ – просмотр образов героев в мультфильмах, работа у зеркала – показ различных эмоций с помощью мимики и жестов, работа в парах – одновременная трансляция заранее выбранных персонажей сказки друг другу (учусь, смотря и наблюдая, а также используется «пассивный» прием перевоплощения через просмотр сказки, где дети только наблюдают за игрой актеров на экране или на сцене. Данные приемы очень эффективны, так как они позволяют вовлечь всех воспитанников в театральный процесс, и где дети – наблюдатели становятся непосредственными участниками постановочного действия, они преодолевают стеснение, страх, смущение, скованность, приобретают опыт в процессе наблюдения за сверстниками.
Содержание работы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие (усвоение норм и ценностей, развитие социального и эмоционального интеллекта, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательное развитие (развитие интереса к театрализованной деятельности, развитие воображения и творческой активности);
- речевое развитие (овладение речью как средством общения и культуры, развитие речевого творчества. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
- художественно-эстетическое развитие (становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализация самостоятельной творческой и музыкальной деятельности).
Все вышесказанное помогает нам получить ожидаемый результат – воспитание успешной личности посредством театрализованной деятельности. Результатом нашей работы являются: победы в театральных фестивалях – Гран-при,2014; 1 место,2018; призовые места во Всероссийских конкурсах: литературно-музыкальном конкурсе «Эвтерпа» - 1 место,2017; 2 место,2017; Гран-при,2018; многожанровом фестивале-конкурсе «Надежда», фестивале-конкурсе детского творчества «Прояви себя» и др., встречи на телевидении, участие в работе стажерских площадок, организованных для слушателей курсов повышения квалификации республики. Наши театральные выступления в Новочебоксарском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, приуроченные ко Дню толерантности, а также – в рамках Года добровольца и волонтера в Российской Федерации, где дети, вовлекаясь в это благородное движение, дарят радость окружающим своим маленьким, но уже большим творчеством, испытывая при этом внутреннее искреннее желание помочь нуждающимся в духовной и моральной поддержке людям.
В этот творческий процесс вовлечены и родители (посещение театра вместе с детьми и педагогами с последующим обсуждением просмотренного, разучивание сценария, подготовка костюмов, декораций, участие самих родителей в спектаклях).
Совместные мероприятия создают дружескую атмосферу, что позволяет передать свой опыт воспитания родителям. Тем самым создается единое образовательное пространство с учетом изменения позиции родителей из «сторонние наблюдатели» в позицию «активные участники».
Становление успешной личности продолжается и в совместной работе нашего учреждения и школ города, в которых учатся наши выпускники. Дети хорошо успевают в учебе, самореализуются во всех начинаниях, участвуют в различных творческих конкурсах, проводимых в школах, городе, республике, занимая призовые места.
*
*