Получи документы

Эмоциональное развитие в играх-драматизациях у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Наталья Никандрова
Эмоциональное развитие в играх-драматизациях у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Современное общество всё больше внимание обращает на личность человека, его индивидуальность, на эмоциональное благополучие и факторы, от которых оно зависит. В связи с этим на первый план выходит изучение не сферы интеллекта, а сферы эмоционально-личностной. Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы личности.

Публикация «Эмоциональное развитие в играх-драматизациях у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах

С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования впервые на законодательном уровне обозначена важная задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

На фоне происходящих изменений в системе дошкольного образования развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность влияет на интеллектуальное развитие ребёнка. Если ребёнок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды.

Анализ психолого-педагогической литературы, а также собственный педагогический опыт и наблюдения за взаимодействием детей со сверстниками и родителями, жалобы родителей на поведение детей, показывают проблему недостаточного внимания к развитию эмоциональной сферы ребёнка. Это приводит к снижению социально-коммуникативного развития дошкольников, а именно: развитию навыков эффективной коммуникации и дальнейшей социализации.

Одним из ведущих средств социально-эмоционального развития таких детей является театрализованная деятельность. Как утверждал Л. С. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Этот вид деятельности является эффективным средством развития личности ребёнка, поскольку носит игровой характер, способен увлечь его, удовлетворить потребность в активном действии, богат возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка, что особенно важно при работе с детьми с задержкой психического развития (далее -ЗПР).

У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями, которого являются эмоциональная неустойчивость, лёгкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Такие дети то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным.

Я считаю, важно приобщать детей к театрализованной деятельности, которая развивает эмоциональную сферу дошкольников, потому что физическое и психическое здоровье ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний, то есть эмоций. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё, что и послужило выбором темы по самообразованию.

Основная цель моей работы по развитию эмоциональной сферы : сформировать у детей навыки понимания своих эмоциональных состояний и окружающих их людей через игру-драматизацию.

Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

- учить детей выражать свои чувства в соответствии с жизненной ситуацией через этюды, игры;

- устанавливать связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной вызвавшей его, отражая это в речи (диалоги);

- развивать у детей умение передавать с помощью специфических движений характер персонажа, особенности поведения в игре-драматизации.

Для реализации задач необходима взаимосвязь специалистов дошкольного учреждения : учитель-дефектолог формирует и развивает психические процессы, учитель-логопед корректирует психоречевое развитие, музыкальный руководитель развивает дыхательный аппарат и певческие навыки, инструктор по физической культуре развивает общую моторику, укрепляет мускулатуру.

Для решения задач с детьми я определила этапы работы: подготовительный, основной, заключительный.

Добиться положительного результата по развитию эмоциональной сферы детей можно было только при взаимодействии с родителями, поэтому на подготовительном этапе для вовлечения родителей к проблеме по развитию эмоциональной сферы детей и выявления представления родителей об эмоциональных особенностях ребёнка была разработана анкета-опросник.

Совместно с родителями был оформлен стенд: «Здравствуйте, это я!», сделан подбор наглядного иллюстративного материала по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, я проводила с родителями индивидуальные беседы, консультации на темы: «Особенности эмоционального развития ребёнка дошкольного возраста», «Роль игры-драматизации в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР».

Для обеспечения эмоционального благополучия детей я создала обстановку в группе приближенную к домашней, это позволило воспитанникам легко осваиваться и свободно выражать свои эмоции. Для снятия напряжения детей была организована зона уединения – балдахин. Каждый ребёнок при необходимости мог уединиться, посмотреть любимую книжку, рассмотреть портфолио, просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

Таким образом, в группе создавалась развивающая предметно-пространственная среда для развития эмоциональной сферы детей.

На подготовительном этапе своей работы я познакомила детей с основными эмоциями : радость, грусть, удивление, злость. Проводила образовательную деятельность на темы: «Знакомимся с эмоциями» Подбирала картинки с изображением детей, героями сказок, с разным эмоциональным состоянием, оформив стенд: «Здравствуйте, это я!» дети учились передавать свои эмоции, делиться своими переживаниями и замечать эмоциональное состояние сверстников.

Использовала этюды на выражение основных эмоций. Этюды: на выражение радости, например: «Кто как радуется», «Новые игрушки», «Кто как бегает, ходит, прыгает», «Поссорились и помирились» и т. д. На выражение гнева, например «Король Боровик не в духе», «Два сердитых мальчика», «Смешинки и злючки». Этюды на выразительность жестов, движений, развивается и творческое воображение.

Одной из игр на развитие основных эмоций для детей оказалась игра «Прогулка». Детям предлагалось воспроизведение различных эмоций (радость, удовольствие, удивление). Создавалась воображаемая ситуация. Летний день. Дети гуляют на участке. Пошёл дождь. Дети бегут в детский сад. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам (звучит лёгкая музыка).

Для обучения выразительным движениям, способствующим лучшему пониманию себя и других, вызова эмоционального отклика применялись психогимнастические этюды : «Грустный зайка», «Хитрая лиса», «Злой волк», «Тонкий лед», «Пингвин», соответствующие рассматриваемой на занятии эмоции.

На основном этапе ежедневно использовала этюды, один из этюдов проводился в режимных моментах, на утреннем круге – перед завтраком, в образовательной деятельности, индивидуально, с подгруппой детей.

С детьми использовала диалоги по проблемным ситуациям, целью которых являлось научить детей составлению диалогов по наглядным ситуациям, выступая от лица различных персонажей, используя прямую речь. Например, проблемная ситуация по картинке «Ты и твой друг хотите играть одной игрушкой. Что ты будешь делать в этой ситуации?» Ребё нок выбирал ответ: «Отобрать её у друга», «Уступить её другу», «Договориться и поиграть вместе или по очереди». Или другая ситуация: «Дети играют в интересную игру, а тебя не берут. Что ты будешь делать?» Ребёнок выбирает – предложить взять тебя в игру или предложить свою игру, ребёнок может предложить другой ответ. Эти упражнения использовались индивидуально в вечерний отрезок времени.

Диалоги сказочных персонажей. Для этого сидя, за столом с ребёнком друг напротив друга, на указательный палец надевали персонаж из пальчикового театра и вели диалог. Например, «Бабушка и курочка Ряба».

Такие упражнения разучивались индивидуально, в паре в свободной деятельности. На музыкальном занятии пели некоторые диалоги, использовались шапочки-маски.

На занятиях по рисованию применяла графические изображения эмоций.

На основном этапе я разработана картотеку игр для развития эмоциональной сферы детей и использовала на практике. При отборе игр учитывались возрастные особенности детей, игры разные по содержанию: на развитие у детей выразительности движений, на развитие у детей способности распознавать различные эмоции. Использовались игры доступные и интересные для воспитанников. Для создания у детей интереса к игре использовались в играх маски, музыка и наглядный материал.

При ознакомлении дошкольников с художественным произведением разрабатывался алгоритм предварительной работы: чтение или рассказывание; рассматривание иллюстраций; беседа по прочитанному, направленная на осмысление произведения и эмоциональных состояний персонажей; совместное с взрослым рассказывание по ролям.

Отобранные литературные произведения способствовали обогащению выразительности речи и эмоциональным проявлениям, например: эмоция «удивление» – русская народная сказка «По щучьему велению»; эмоция «интерес» – русская народная сказка «Кот, петух и лиса»; эмоции «злость-гнев» – сказка Л. Н. Толстого «Три медведя»; эмоция «грусть»– русская народная сказка «Заюшкина избушка»; эмоция «страх» – русская народная сказка «Волк и семеро козлят»; эмоция «радость» – русская народная сказка «Колобок».

С целью развития у детей моторных невербальных (мимических, жестикуляционных, пантомимических) и вербальных механизмов (слова, звуки, фразы) эмоциональной экспрессии проводила эмоционально-экспрессивные игры по сюжету произведения, позволявшие заложить основы выразительности внешних эмоциональных проявлений, интерес к моторному звену эмоционального отклика, имитационным действиям.

Учитывая выявленные в ходе диагностики трудности понимания и вербализации детьми с ЗПР эмоциональных состояний, на основном этапе была проведена образовательная деятельность на темы: «Королевство чувств и эмоций», «Путешествие с улыбкой», направлена на обогащение представлений детей об эмоциональных состояниях и способах их выражения. Поскольку дети с ЗПР особенно нуждаются в наглядности, в ярких зрительно воспринимаемых примерах, образцах во второй и третьей частях занятия было организовано рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, пиктограмм. Это позволило знакомить дошкольников с символическими изображениями различных настроений, эмоциональных состояний персонажей по внешним признакам, с причинами возникновения определенных эмоций у героев.

На заключительном этапе состоялся показ игр-драматизаций с участием детей и родителей. Игры-драматизации способствовали формированию у детей умению отражать некоторые игровые действия, и имитировать действия персонажей, передавать эмоциональные состояния персонажей, используя средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.).

Попутно в игре, проводила обследование воспитанников с целью проверки, как дети научились различать эмоциональные состояния. Пришла к выводу, что эмоции детей приобретают значительную глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции, появилась дружба со сверстниками. Воспитанники стали выделять сверстника, как объект для взаимодействия, проявлять инициативу в организации взаимодействия с окружающими людьми. Научились усваивать правила поведения.

Эмоциональный подъём в игре-драматизации помог воспитанникам преодолеть негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнёров. Этому помогает создание в игре таких условий, которые помогут ребёнку войти в роль, передать образ персонажа, исполняемого им, перевоплотиться и не только изобразить своего героя, но и благодаря активной внутренней работе выразить своё определенное отношение к нему.

Таким образом, в процессе подготовки и проведении игры-драматизации ребёнку даётся возможность попробовать себя в различных ролях, побуждая их максимально действовать в условиях воображаемой ситуации. Проведённая работа направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы, тренировкой узнавания эмоций по внешним проявлениям; снижением эмоционального напряжения.

В игре-драматизации воспитанники обучаются языку эмоций и чувств, учатся понимать другого человека, связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни.

Список использованных источников

Алексеева А. В. Психомышечная тренировка. – М. : Просвещение, 2014. –12 Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 2013. – 127 с. 1 с.

Выготский Л. С. Психология развития человека. — М. : Изд-во Смысл; Эксмо, 2012. –1136 с.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цылиной. – М. : Педагогика, 2013. – 255 с.

Данилина Т. А. В мире детских эмоций : Пособие для практических работников ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2012. – 134с.

Никандрова Наталья Васильевна Воспитатель МАДОУ

«Детский сад №9 «Журавлик»

г. Великий Новгород

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие детей с задержкой психического развития. Особенности развития детей с ЗПР» «Консультация для родителей "Развитие детей с задержкой психического развития"» Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый.

Консультация «Развитие стереогноза у детей дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития» «РАЗВИТИЕ СТЕРЕОГНОЗА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ» Цель: Распространение педагогического.

Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста на праздниках и развлечениях «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста на праздниках и развлечениях» «Эмоции» Эмоции не знают языка, По ним определяют.

Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Цель досуга: - Закрепить двигательные навыки и умения, полученные на физической культуре -Доставить детям радость Оборудование: -Аудиозапись.

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Как дети Мишку будили» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция познавательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия. «Геометрическая головоломандия» (для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) Задачи: Обучающие: - закреплять знания о геометрических фигурах; -развивать внимание, память, мелкую моторику; -воспитывать умение общаться.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего возраста с задержкой психического развития ХОД Воспитатель : -Ребята, сегодня у нас будут необычные гости. А чтобы узнать, кто они надо отгадать за-гадки: Все мы с детства любим книжки.

Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр УДК 376.4+372.3/.4+37.0 СТАТЬЯ Сергиной А. С. Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством.

Возрастные особенности психического развития детей 5–7 лет старшего дошкольного возраста Старший возраст – это развитие очень важного периода, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное развитие в играх-драматизациях у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 10:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональное развитие в играх-драматизациях у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Никандрова (УИ 952277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД