Лучший педагог года

Эмоциональное развитие старших дошкольников на музыкальных занятиях

Сидоренко Наталья
Эмоциональное развитие старших дошкольников на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время изучению роли эмоций в формировании личности

человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В

современной педагогике вопрос эмоционального развития детей выдвигается в

качестве важнейших ценностей отечественного образования и связывается с

обновлением содержания образования, требованием гуманизации и

демократизации педагогического процесса, а также качественным улучшением

эстетического воспитания подрастающего поколения.

Главный акцент в решении проблемы эмоционального развития старших

Публикация «Эмоциональное развитие старших дошкольников на музыкальных занятиях» размещена в разделах

дошкольников ставится на задаче приобщения ребенка с первых лет жизни к

миру художественной и музыкальной культуры. Известно, что дошкольное

детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом

развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство

эмоциональное по самому своему содержанию.

Как справедливо отмечают отечественные психологи Л. С. Выготский и А.

В. Запорожец, только согласованное функционирование двух систем –

эмоциональной и интеллектуальной, их единство может обеспечить успешное

выполнение любых форм деятельности. Но сама по себе эмоциональная сфера

качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце»

(отсутствии чувства, наблюдавшемся у его современников и связанном с

воспитанием, направленным на логизированное (соответствие с законами

логики) и интеллектуализированное (свободное от эмоций) поведение, не

потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей

направленности воспитания и обучения, "обесчувствованию" способствует

технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Исследователь В. М. Минаева отмечает, что замыкаясь на телевизорах,

компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь

общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные

дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа,

направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Ценна мысль психолога Р. С. Немова о том, что дошкольный возраст

является сенситивным периодом для развития открытости собственному

эмоциональному миру.

С позиции Е. В. Назайкинского, музыка является одним из основных и

наиболее действенным средством для создания условий эмоциональной

открытости дошкольников. Под влиянием музыки развивается восприятие

ребенка, богаче становятся переживания.

Анализ научной литературы показал необходимость выявления

возможностей музыкальных занятий в эмоциональном развитии старших

дошкольников.

Исследование литературы показало большой спектр определений

категории «эмоция». Для нас стало значимым определение эмоций, данное А. Г.

Маклаковым. Эмоции в психологии — это процессы, отражающие личную

значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности

человека в форме переживаний.

Работая над достижением цели эмоционального развития старших

дошкольников был определен ряд условий:

- реализация системы занятий с использованием программнометодического обеспечения;

- создание комфортной психологической обстановки и предметноразвивающей среды для эмоционального развития старших дошкольников;

- учет психолого – педагогических особенностей эмоционального

развития ребенка старшего дошкольного возраста;

- взаимодействие детей и взрослых;

- учет совокупности музыкальных произведений, имеющих

разнообразную эмоциональную направленность;

- реализована необходимость педагогов личным примером способствовать

эмоциональному развитию детей.

При этом анализ литературы позволил охарактеризовать психолого –

педагогические особенности эмоционального развития ребенка старшего

дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит

эмоционально-практическим путем.

Так, ребенок дошкольник способен понимать эмоциональные состояния

свои и окружающих их людей. Главная цель развития эмоциональной сферы

дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и

окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных

эмоций, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и

эмоциями.

В регуляции поведения дошкольников важную роль играют высшие

художественно-эстетические и социальные эмоции. Основной механизм влияния

социальных эмоций на поведение человека – формирование системы

личностных отношений.

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со

взрослыми и сверстниками. Основным условием осознания и проявления

ребенком своей индивидуальности является называние, принятие и поддержка

взрослым его эмоциональных проявлений.

В результате анализа литературы выявлено, что музыка воспитывает

чувства, формирует вкусы. П о э том у необходимо качественно развивать

эмоциональную сферу дошкольников. А т а к же музыка может оказывать

воздействие на формирование нравственных качеств человека, активизирует

работу мозга, влияет на развитие многих психических функций: памяти,

внимания, воображения, мышления. Слушание музыки на занятиях в детском

саду помогает детям лучше понимать, любить ее, воспитывает чуткость детей к

красоте в искусстве и жизни. Эмоциональному развитию детей способствует

совместное пение, используемое на занятиях по музыке. Музыкально-

дидактические игры, игровые задания и приемы, позволяют повысить

восприимчивость детей, вносят занимательность.

С целью выявления исходного уровня развития эмоциональной сферы

старших дошкольников в нашем учреждении была проведена диагностика.

Были использованы следующие диагностические методики:

1. Проективная методика «Домики» (автор О. А. Орехова, методическая

основа – цвето - ассоциативный эксперимент по тесту А. М. Эткинда. Данная

методика позволяет выявить личностные отношения, социальные эмоции и

ценностные ориентации старших дошкольников.

2. Методика «Эмоциональное развитие старших дошкольников» (автор Н.

Л. Кряжева) цель которой состоит в том, чтобы дать ребенку возможность

обозначить для себя позитивные и негативные полюсы эмоций.

3. Методика «Нарисуй себя» (авторы А. М. Прихожан и З.

Василяускайте). Данная методика позволяет определить особенности

эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного

возраста.

Количественный анализ результатов диагностики показал, что высокий

уровень эмоционального развития имеют 32% детей, низкий - 23% детей,

соответственно средний уровень прослеживается у 45% детей.

Качественный анализ данных диагностики позволил определить

следующие результаты:

- у детей узкий спектр распознавания базовых эмоций, невысокая

активность по некоторым видам деятельности;

- низкий уровень позитивных эмоций;

- достаточно высокий уровень негативных эмоций (злость, гнев, страх,

большой процент детей с низкой самооценкой, низкая эмоциональная оценка к

близким людям;

- дети старшей группы находятся на одинаковом уровне развития

эмоциональной сферы.

Таким образом, анализ результатов диагностики определил исходный

уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников как

недостаточный.

С целью изменения выявленной ситуации была разработана и реализована

программа эмоционального развития старших дошкольников на музыкальных

занятиях.

Целью программы явилось создание благоприятных условий для развития

когнитивной и эмоционально-волевой сфер личности старших дошкольников

как основных компонентов для развития, совершенствования эмоциональных

способностей и формирования навыков конструктивного социального

моделирования.

Для реализации этой цели были определены задачи:

- накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной

культуры разных эпох и стилей;

- вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной

отзывчивости;

- научить детей распознавать основные базовые эмоции;

- развивать музыкальное мышление детей;

- развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке,

проявления творческой активности);

- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в

исполнительской, творческой деятельности;

- расширять знания детей о том, что музыка выражает настроения,

чувства, характер людей;

- вызывать и поддерживать интерес к музыке, представления о красоте;

- побуждать к оценке музыки, поддерживать проявления оценочного

отношения.

Реализация программы эмоционального развития старших дошкольников

на занятиях по музыке, проходила по трё м направлениям:

1. работа с детьми,

2. консультативная работа с педагогами,

3. просветительская работа с родителями.

Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.

I направление – работа с детьми включала:

- разработку комплекса музыкальных произведений по разделу слушания

музыки;

- проведение интегрированных занятий;

- организацию праздников и развлечений;

- проведение музыкально-дидактических, коммуникативных игр.

II направление – работа с педагогами включала:

- ознакомление педагогов с целью и задачами программы;

- разработку перспективного плана работы с педагогами;

- проведение семинаров-практикумов, тренингов, консультаций;

- разработку рекомендаций для педагогов, анкетирование.

III направление – работа с родителями включала:

- проведение собраний, консультаций для родителей;

- оформление информационных стендов;

- проведение анкетирования с родителями;

- организация открытых занятий и развлечений для родителей;

- игры-тренинги, беседы.

По окончанию реализации программы эмоционального развития старших

дошкольников на музыкальных занятиях была проведена повторная диагностика

с целью результативности этой программы. Анализ результатов показал, что

высокий уровень эмоционального развития имели 64% детей, низкий - 16%

детей, соответственно средний уровень прослеживался у 37% детей.

По результатам диагностики наблюдалась положительная динамика

изменения в эмоциональном развитии старших дошкольников : расширился

спектр распознавания базовых эмоций, возрос уровень предпочтений

определенных видов деятельности, повысилась самооценка, эмоциональное

отношение к себе, а также к близким. Кроме того, у детей повысился уровень

предпочтения позитивных эмоций, а негативных понизился. Это

свидетельствует о развитии личности и позитивном восприятии старшими

дошкольниками окружающего мира.

Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической

литературы и той работы, которая была проведена в нашем образовательном

учреждении были сделаны выводы о том, что эмоции имеют первостепенное

значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности,

отзывчивости, человечности.

Кроме того, использование музыкальных занятий действительно

способствует эмоциональному развитию старших дошкольников, если:

- создана комфортная психологическая обстановка и предметноразвивающая среда для эмоционального развития старших дошкольников;

- учитывается совокупность музыкальных произведений, имеющих

разнообразную эмоциональную направленность;

- выполняется педагогами необходимость личным примером

способствовать эмоциональному развитию детей.

Предлагаемая программа, разработанная с учетом индивидуальных и

групповых особенностей старших дошкольников, при внедрении в учебновоспитательный процесс способствует их эффективному эмоциональному

развитию.

Считаем, что полученные нами теоретические и практические результаты

можно использовать в качестве основы для дальнейшей разработки проблем

эмоционального развития личности.

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водойСоциальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение посредством музыкальных игр и игр с водой Хочу продолжить разговор о «Социальной адаптации детей к условиям детского сада через эмоциональное общение». Создавать условия для бодрого,.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятияхСохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников на музыкальных занятиях» Здоровье ребёнка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения,.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздниковЭмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздников Рада приветствовать Вас на своей страничке! Сегодня я хочу поделиться своими размышлениями о важности развития эмоциональной сферы детей.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональное развитие старших дошкольников на музыкальных занятиях
Опубликовано: 31 августа 2021 в 19:09
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональное развитие старших дошкольников на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Сидоренко Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД