Сидоренко Наталья
Эмоциональное развитие старших дошкольников на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время изучению роли эмоций в формировании личности
человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В
современной педагогике вопрос эмоционального развития детей выдвигается в
качестве важнейших ценностей отечественного образования и связывается с
обновлением содержания образования, требованием гуманизации и
демократизации педагогического процесса, а также качественным улучшением
эстетического воспитания подрастающего поколения.
Главный акцент в решении проблемы эмоционального развития старших
Публикация «Эмоциональное развитие старших дошкольников на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
дошкольников ставится на задаче приобщения ребенка с первых лет жизни к
миру художественной и музыкальной культуры. Известно, что дошкольное
детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом
развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство
эмоциональное по самому своему содержанию.
Как справедливо отмечают отечественные психологи Л. С. Выготский и А.
В. Запорожец, только согласованное функционирование двух систем –
эмоциональной и интеллектуальной, их единство может обеспечить успешное
выполнение любых форм деятельности. Но сама по себе эмоциональная сфера
качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце»
(отсутствии чувства, наблюдавшемся у его современников и связанном с
воспитанием, направленным на логизированное (соответствие с законами
логики) и интеллектуализированное (свободное от эмоций) поведение, не
потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей
направленности воспитания и обучения, "обесчувствованию" способствует
технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Исследователь В. М. Минаева отмечает, что замыкаясь на телевизорах,
компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь
общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные
дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа,
направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Ценна мысль психолога Р. С. Немова о том, что дошкольный возраст
является сенситивным периодом для развития открытости собственному
эмоциональному миру.
С позиции Е. В. Назайкинского, музыка является одним из основных и
наиболее действенным средством для создания условий эмоциональной
открытости дошкольников. Под влиянием музыки развивается восприятие
ребенка, богаче становятся переживания.
Анализ научной литературы показал необходимость выявления
возможностей музыкальных занятий в эмоциональном развитии старших
дошкольников.
Исследование литературы показало большой спектр определений
категории «эмоция». Для нас стало значимым определение эмоций, данное А. Г.
Маклаковым. Эмоции в психологии — это процессы, отражающие личную
значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности
человека в форме переживаний.
Работая над достижением цели эмоционального развития старших
дошкольников был определен ряд условий:
- реализация системы занятий с использованием программнометодического обеспечения;
- создание комфортной психологической обстановки и предметноразвивающей среды для эмоционального развития старших дошкольников;
- учет психолого – педагогических особенностей эмоционального
развития ребенка старшего дошкольного возраста;
- взаимодействие детей и взрослых;
- учет совокупности музыкальных произведений, имеющих
разнообразную эмоциональную направленность;
- реализована необходимость педагогов личным примером способствовать
эмоциональному развитию детей.
При этом анализ литературы позволил охарактеризовать психолого –
педагогические особенности эмоционального развития ребенка старшего
дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит
эмоционально-практическим путем.
Так, ребенок дошкольник способен понимать эмоциональные состояния
свои и окружающих их людей. Главная цель развития эмоциональной сферы
дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и
окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных
эмоций, а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и
эмоциями.
В регуляции поведения дошкольников важную роль играют высшие
художественно-эстетические и социальные эмоции. Основной механизм влияния
социальных эмоций на поведение человека – формирование системы
личностных отношений.
Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со
взрослыми и сверстниками. Основным условием осознания и проявления
ребенком своей индивидуальности является называние, принятие и поддержка
взрослым его эмоциональных проявлений.
В результате анализа литературы выявлено, что музыка воспитывает
чувства, формирует вкусы. П о э том у необходимо качественно развивать
эмоциональную сферу дошкольников. А т а к же музыка может оказывать
воздействие на формирование нравственных качеств человека, активизирует
работу мозга, влияет на развитие многих психических функций: памяти,
внимания, воображения, мышления. Слушание музыки на занятиях в детском
саду помогает детям лучше понимать, любить ее, воспитывает чуткость детей к
красоте в искусстве и жизни. Эмоциональному развитию детей способствует
совместное пение, используемое на занятиях по музыке. Музыкально-
дидактические игры, игровые задания и приемы, позволяют повысить
восприимчивость детей, вносят занимательность.
С целью выявления исходного уровня развития эмоциональной сферы
старших дошкольников в нашем учреждении была проведена диагностика.
Были использованы следующие диагностические методики:
1. Проективная методика «Домики» (автор О. А. Орехова, методическая
основа – цвето - ассоциативный эксперимент по тесту А. М. Эткинда. Данная
методика позволяет выявить личностные отношения, социальные эмоции и
ценностные ориентации старших дошкольников.
2. Методика «Эмоциональное развитие старших дошкольников» (автор Н.
Л. Кряжева) цель которой состоит в том, чтобы дать ребенку возможность
обозначить для себя позитивные и негативные полюсы эмоций.
3. Методика «Нарисуй себя» (авторы А. М. Прихожан и З.
Василяускайте). Данная методика позволяет определить особенности
эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного
возраста.
Количественный анализ результатов диагностики показал, что высокий
уровень эмоционального развития имеют 32% детей, низкий - 23% детей,
соответственно средний уровень прослеживается у 45% детей.
Качественный анализ данных диагностики позволил определить
следующие результаты:
- у детей узкий спектр распознавания базовых эмоций, невысокая
активность по некоторым видам деятельности;
- низкий уровень позитивных эмоций;
- достаточно высокий уровень негативных эмоций (злость, гнев, страх,
большой процент детей с низкой самооценкой, низкая эмоциональная оценка к
близким людям;
- дети старшей группы находятся на одинаковом уровне развития
эмоциональной сферы.
Таким образом, анализ результатов диагностики определил исходный
уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников как
недостаточный.
С целью изменения выявленной ситуации была разработана и реализована
программа эмоционального развития старших дошкольников на музыкальных
занятиях.
Целью программы явилось создание благоприятных условий для развития
когнитивной и эмоционально-волевой сфер личности старших дошкольников
как основных компонентов для развития, совершенствования эмоциональных
способностей и формирования навыков конструктивного социального
моделирования.
Для реализации этой цели были определены задачи:
- накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной
культуры разных эпох и стилей;
- вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной
отзывчивости;
- научить детей распознавать основные базовые эмоции;
- развивать музыкальное мышление детей;
- развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке,
проявления творческой активности);
- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в
исполнительской, творческой деятельности;
- расширять знания детей о том, что музыка выражает настроения,
чувства, характер людей;
- вызывать и поддерживать интерес к музыке, представления о красоте;
- побуждать к оценке музыки, поддерживать проявления оценочного
отношения.
Реализация программы эмоционального развития старших дошкольников
на занятиях по музыке, проходила по трё м направлениям:
1. работа с детьми,
2. консультативная работа с педагогами,
3. просветительская работа с родителями.
Рассмотрим подробнее каждое из названных направлений.
I направление – работа с детьми включала:
- разработку комплекса музыкальных произведений по разделу слушания
музыки;
- проведение интегрированных занятий;
- организацию праздников и развлечений;
- проведение музыкально-дидактических, коммуникативных игр.
II направление – работа с педагогами включала:
- ознакомление педагогов с целью и задачами программы;
- разработку перспективного плана работы с педагогами;
- проведение семинаров-практикумов, тренингов, консультаций;
- разработку рекомендаций для педагогов, анкетирование.
III направление – работа с родителями включала:
- проведение собраний, консультаций для родителей;
- оформление информационных стендов;
- проведение анкетирования с родителями;
- организация открытых занятий и развлечений для родителей;
- игры-тренинги, беседы.
По окончанию реализации программы эмоционального развития старших
дошкольников на музыкальных занятиях была проведена повторная диагностика
с целью результативности этой программы. Анализ результатов показал, что
высокий уровень эмоционального развития имели 64% детей, низкий - 16%
детей, соответственно средний уровень прослеживался у 37% детей.
По результатам диагностики наблюдалась положительная динамика
изменения в эмоциональном развитии старших дошкольников : расширился
спектр распознавания базовых эмоций, возрос уровень предпочтений
определенных видов деятельности, повысилась самооценка, эмоциональное
отношение к себе, а также к близким. Кроме того, у детей повысился уровень
предпочтения позитивных эмоций, а негативных понизился. Это
свидетельствует о развитии личности и позитивном восприятии старшими
дошкольниками окружающего мира.
Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической
литературы и той работы, которая была проведена в нашем образовательном
учреждении были сделаны выводы о том, что эмоции имеют первостепенное
значение для воспитания в личности социально значимых черт: гуманности,
отзывчивости, человечности.
Кроме того, использование музыкальных занятий действительно
способствует эмоциональному развитию старших дошкольников, если:
- создана комфортная психологическая обстановка и предметноразвивающая среда для эмоционального развития старших дошкольников;
- учитывается совокупность музыкальных произведений, имеющих
разнообразную эмоциональную направленность;
- выполняется педагогами необходимость личным примером
способствовать эмоциональному развитию детей.
Предлагаемая программа, разработанная с учетом индивидуальных и
групповых особенностей старших дошкольников, при внедрении в учебновоспитательный процесс способствует их эффективному эмоциональному
развитию.
Считаем, что полученные нами теоретические и практические результаты
можно использовать в качестве основы для дальнейшей разработки проблем
эмоционального развития личности.