Людмила Саитова
Эмоциональное и познавательное развитие творческих способностей детей с использованием перчаточного театра
1 слайд:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Одна из задач воспитательной работы педагога помочь раскрыться ребенку. И для раскрытия и развития творческого потенциала ребенка мы создали театральную студию «Веселые перчатки». Основная идея нашей работы: развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей средствами перчаточного театра.
Публикация «Эмоциональное и познавательное развитие творческих способностей детей с использованием перчаточного театра» размещена в разделах
- Перчаточный театр. Куклы из перчаток и варежек
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребёнка, стимулируя творческие способности, фантазию и речь. Вспомните себя в детстве, как вы с удовольствием разглядывали свои пальчики, соединяя их в замысловатые фигуры, представляя то один образ, то другой.
Такие игры с пальчиками можно превратить в целое представление, если придумать сюжет: завязку, развитие, кульминацию и развязку.
Также простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
2 слайд:
Каждый ребенок талантлив изначально, а перчаточный театр рук дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Он играет большую роль в формировании личности ребенка. А еще, доставляет много радости, привлекает своей яркостью и красочностью.
3 слайд
Все что надо для перчаточного театра это ширма. Перчатки размером на детскую ладошку, играть ими детям удобно и легко. Они яркие, мягкие, легко стираются. С их помощью можно показывать не только знакомые потешки, стихи, но и сказки.
4 слайд:
Перед началом упражнений необходимо разогреть ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла, для раскрепощения кистей рук, предплечья и плеча. Начать можно с простых пальчиковых игр, тем самым настраивая детей на игровую ситуацию. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц рук, чтобы они приносили радость. Это такие упражнения: «Фонарики», «Замок», «Наши пальчики» и др.
5 слайд:
Затем перейти к рассказыванию потешек, стихов руками. Это даст возможность ребёнку потренировать свою находчивость на возможность соединить смысловую фразу с её внешним выражением - жестом. Такая работа требует от ребё нка более глубокого осмысления текста: ведь чтобы выразить её внешне надо выделить в тексте главное, тонко уловить подтекст
(эмоциональную составляющую). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
6 слайд:
Следующий этап: перейти к составлению из пальцев фигурок животных, птиц, насекомых, цветов. Это даст ребёнку простор его воображению, будет способствовать развитию образно-ассоциативного мышления. Можно предложить детям самостоятельно использовать дополнительный материал: платочек, шарик и др. надо подводить детей к самостоятельному нахождению новых способов для воплощения образов.
7 слайд:
Затем дать задание детям попробовать отобразить настроение своего героя, переходя к этюдной форме работы: полёт бабочки, петушок нападает на соперника. Вся эта работа требует от ребёнка высокой концентрации внимания, умения правильно координировать постановку кисти рук, точно переключать кисть с одного движения на другое чувствовать её напряжение, ведь именно оно даст эмоциональную составляющую какого - либо образа, детализируя его. Хорошо работают этюды в контрастной манере исполнения движений : злой — добрый, весёлый – грустный и т. д. Это даёт ребёнку наглядно различить эмоциональное состояние героя.
8 слайд:
Затем можно дать детям задание на взаимодействие двух героев: птица защищает гнездо от нападения змеи, цветок — росянка пытается поглотить беспечную бабочку и т. д. пусть дети сами сочиняют сценки: придумают конец или начало, добавляют героев, усложняют сюжет. Если подключить музыкальное сопровождение, а также дать «костюм» герою, получится настоящий перчаточный театр рук. Это могут быть простые перчатки, главное их цвет, который может отражать внешний облик героя. Здесь не надо усложнять, ведь главное — пластика рук ребёнка и его вера в предлагаемые обстоятельства.
9 слайд:
В заключении хочется подчеркнуть, что, пользуясь технологией «Театр рук» в работе со старшими дошкольниками, можно значительно повлиять на развитие психических процессов ребё нка: внимание, память, мышление,
восприятие, речь, что значительно повысит его успешность учебного процесса в школе, это очень актуальный способ снимать у детей психологическое напряжение, снимать различные стрессы и фобии. С помощью этого замечательного занятия можно с легкостью восстановить гармонию внутреннего мира ребенка.
Пластика, используемая в театре рук, берет свое начало в развитии мелкой и крупной моторики. А это еще один актуальный способ, чтобы помочь подготовить ребенка дошкольного возраста не только к письму и рисованию, но и прекрасно влияет на развитие речи. С помощью самых простых упражнений для пальчиков и кистей рук каждый педагог или родитель может разнообразить и украсить сказку, стихотворение или небольшой рассказ об окружающем мире. И ребенок с огромным удовольствием будет не просто слушать, но и участвовать в инсценировке прочитанного взрослым.
Но главное в своей работе мы не забываем, что театрализованная
деятельность в детском саду это не конечный результат, строго отрепетированный спектакль, а участие ребёнка, его эмоциональная радость, его всестороннее развитие.
Благодарю за внимание