Наталья Берестова
Развитие эмоционального благополучия старших дошкольников средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития эмоционального благополучия детей принадлежит к числу наиболее важных в педагогике детства. Известно, что нормальное развитие детей в большей степени зависит от эмоционально благоприятной обстановки в их семье, от взаимоотношений между ребенком и родителями, от создания положительных эмоций для каждого. Именно обеспечение эмоционального благополучия ребенка – это важнейшая основополагающая задача дошкольного воспитания и показатель эффективной работы детского сада, которая составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Публикация «Развитие эмоционального благополучия старших дошкольников средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Дошкольный период характеризуется развитием эмоциональной сферы, которая со временем усложняется и обогащается интеллектуально. Чем младше ребенок, тем большее значение в его поведении приобретают эмоции. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Эмоциональный опыт переживаний ребенка может быть как положительным, так и отрицательным, что непосредственно влияет на его самочувствие. Современные научные данные свидетельствуют, что положительный детский опыт, в частности доверие, открытость, готовность к сотрудничеству, является основой позитивной самореализации будущей личности. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизненного поведения. Эмоциональность – это особая форма существования дошкольника в мире людей и вещей, поскольку именно в эмоциях и чувствах проявляется избирательный характер сознания человека. Они помогают ей отличать «хорошо» и «плохо», «приятное» и «неприятное», «красивое» и «некрасивое», играют важную роль в организации и закреплении моральных форм поведения, влияют на восприятие событий, поступков, людей, формирования уникальных черт личности.
Формирование эмоций, чувств и взаимоотношений начинается в детстве, с самых первых контактов ребенка с другими людьми – взрослыми, сверстниками, младшими детьми. В совместной деятельности и общении, если они правильно организованы, появляется единство эмоциональных переживаний, возникает возможность обогащения чувствами другого человека. Моральная воспитанность неизбежно ориентируется на способность человека сопереживать, сочувствовать, содействовать другому человеку.
Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять чувствами, то есть произвольности поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
В детском саду, образовательный процесс, должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая создание условий его развития, открывающих возможности для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, и соответствующими возрасту видами деятельности, а так же на создании развивающей образовательной среды, которая представляет собой, систему условий социализации и индивидуализации детей.
Среди разнообразных средств развития эмоционального благополучия, особого внимания заслуживают театрализованные игры и собственно театр, который является для детей школой развития эмоций и человеческого общения.
Театрализованная деятельность является импровизационной, выступает как индивидуальный творческий процесс и объединяет разные по характеру творческие принципы: производительный, исполнительный, оформительский и умение ребенка воспринимать специфическое сценическое искусство. Только такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества ребенка.
Театрализованная деятельность как средство по развитию эмоционального благополучия старших дошкольников может способствовать снижению уровня проявления негативных эмоциональных нарушений детей, таких как: высокий уровень агрессивности и тревожности, проявления негативных психических состояний, импульсивности, эгоцентричности и т. д. С помощью театра дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализуют творческий потенциал, развивают чувства, глубокие переживания, приобщаются к духовным ценностям.