Приложение МААМ

Развитие ребенка дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

Олеся Симдянова
Развитие ребенка дошкольного возраста посредством изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Первоочередная задача взрослых, педагогов и родителей, вырастить детей эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми, т. е. воспитать личность. Созидательное начало личности - умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации и довести до совершенства замысел - присуще только творчески развитому человеку.

Публикация «Развитие ребенка дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» размещена в разделах

Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном возрасте, является залогом будущих успехов. Отечественный педагог В. Н. Шацкая определяла творчество дошкольников "как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования творческой личности".

Способность к изображению ребенок получает от рождения в форме задатков, но основную роль играет развитие ее через упражнения, занятия, игры. Разнообразные виды изобразительной деятельности - рисование, лепка, аппликация, конструирование - дают возможность ребенку создавать каждый раз новые для него рисунки, постройки, скульптурные и декоративные композиции. Работы детей имеют субъективную ценность. Но в процессе их создания ребенок приобщается к миру культуры, учится тоньше чувствовать, глубже понимать окружающий мир и себя в нем.

Какие условия обеспечивают творческий характер изобразительной деятельности? Желание творить является внутренней потребностью ребенка, которая возникает у него сама по себе. Но одного желания творить недостаточно. Чтобы ребенок был свободен в творчестве, ему необходимо предоставлять разные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, восковые мелки, пластилин, цветной картон и др.); уделять достаточно времени любованию природными явлениями; помогать овладевать способами изображения разнообразных предметов.

В дошкольном возрасте дети учатся самостоятельно ставить цели изобразительной деятельности и достигать их. Творческий процесс проходит несколько стадий. От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений от наблюдения природы, восприятия картин, спектаклей, кратковременного обдумывания, ребенок переходит к его воплощению. Для успешного воплощения задуманного, детей необходимо научить использовать доступные их возрасту изобразительно-выразительные средства: цвет, форму, ритм, пропорции и др.

А теперь предлагаем серию заданий, с помощью которых дети смогут познакомиться со свойствами изобразительных материалов, способами использования и их выразительными возможностями при создании рисунка. Задания выстроены по степени возрастания сложности и учитывают возрастные возможности в освоении их дошкольниками.

Рисование пальчиками (техника пальцеграфии)

Дети младшего дошкольного возраста в качестве подарка для мамы могут нарисовать яркие, нарядные бусы, отпечатывая на "ниточке" кружочки каждым пальчиком по очереди, предварительно обмакнув их в разные краски из набора "Гуашь". А теперь новая тема. Можно устроить соревнование-загадку "Кто пробежал по дорожке". По очереди на указательном и среднем пальчиках правой руки малыша прикрепляем изображения головы зайца, лисы, медведя. И веселый персонаж шагает по палитре. Зайчишка пробежал по зеленой траве, и на ней остались следы зеленого цвета, лисонька осторожно пробиралась по снегу и оставила белые следы на подсиненном вечернем снегу, а мишутка прошагал вразвалочку по мокрой осенней листве и оставил на ней следы золотисто-желтого цвета.

Если ребенок нарисует пальчиком на сером фоне желтые, оранжевые, красные, коричневые "листья", получится картина "Пасмурный осенний день". Теперь возьмем ярко-голубой фон - будет "Солнечный день", а с фоном темно-синего цвета - "Осенний вечер".

Наступил любимый всеми детьми праздник Новый год. Рисуем на листе зеленую красавицу елку. Чтобы украсить елку шарами и гирляндами, ребенку нужно потрудиться обеими руками сразу: примакивать по три пальчика поочередно на правой и левой руках. Чем ярче получаются отпечатки, тем наряднее становится новогодняя елочка.

Пришла весна, и на лесных проталинках появились ранние весенние цветы мать-и-мачехи - желтые шарики. Теплое лето порадовало разнообразными ягодами. Пусть ребенок "соберет" ягоды в чашку. Из белой бумаги заготовим силуэт чашки и предложим ребенку наполнить ее до краев разноцветными ягодами: красными, малиновыми, синими. Чтобы ягоды получились сочные, побольше краски набираем на пальчик.

Это задание уже для старших дошкольников. К празднику 8 марта сделаем в подарок маме нарядную блузку. Берем белую бумагу, сложенную пополам, и вырезаем силуэт блузки. С помощью ловких движений пальчиков ребенок украшает "вышивкой" белую блузку. А узоры для блузки "подскажет" нарядная дымковская барышня. Всматриваемся вместе с ребенком в затейливые узоры на глиняной игрушке, они помогут вспыхнуть фантазии и пробудят желание нарисовать что-то необычное.

Усложнение изобразительной игры "Следы животных" осуществляем путем включения в нее театрализации - предлагаем ребенку озвучить каждого животного, ритмическими движениями пальцев постараться передать характерные особенности походки. В этой игре ребенком наиболее отчетливо осознается ритм как изобразительно-выразительное средство. Пальчиковая техника помогает ребенку почувствовать материал - гуашь, акварель, ее свойства - вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость, необычность отпечатка.

Рисование с помощью печатки

Очень интересный и доступный для ребенка способ исполнения рисунка - это печатка. Истоки ее берут начало в древних ремеслах росписи тканей набойкой, использования глиняных изразцов для украшения печей и т. д. В условиях семьи или детского сада техника печатки поможет в украшении орнаментом новогоднего костюма, елочных игрушек, бумажных салфеток для праздничного стола к дню рождения, пригласительных билетов для друзей. Все это может быть выполнено ребенком самостоятельно. Прежде чем приступить к печатанию, необходимо изготовить сами инструменты - печатки. По форме печатки бывают двух видов: предметные и геометрические. К предметным можно отнести изображения цветов, птиц, животных и др. Геометрические печатки исполняются в форме той или иной геометрической фигуры (круг, треугольник, ромб, овал и другие).

Освоение техники печатки. Сначала взрослый помогает ребенку изготовить печатку. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладком срезе рисуют шариковой ручкой контур печатки (например, изображение звезды). Далее аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки, т. е. достаточно широкой. Для изготовления пригласительного билета заголовок нужно вырезать с учетом зеркального изображения.

Теперь поверхность формы ребенок кистью покрывает тонким пастообразным слоем краски, переворачивает печатку и плавно прикладывает на пробный лист бумаги. Затем аккуратно снимает печатку, получает оттиск. Для каждого следующего оттиска на поверхность формы нужно нанести новый слой краски.

Геометрические печатки можно использовать для создания декоративных композиций, украшения салфеток, стаканчиков, сумочек, пакетов для подарков. Предметные печатки помогут в создании сюжетных декоративных панно со сложным рисунком - изображением фигуры человека, животных, растений. Преимуществом техники печатки является то, что удачное изображение может повторяться без искажения несколько раз.

Со старшими дошкольниками можно попробовать использовать сочетания оттенков красок белой (светлой, серой (средней, черной (темной, тогда панно будет интереснее и выразительнее. Необходимо также разнообразить размеры печаток: крупные, средние, мелкие.

Разновидностью техники печатки может быть получение оттисков от разнообразных предметов. Например, интересными получатся разноцветные отпечатки осенних листьев при создании изображения на тему "Краски осени".

Превращения веревочки (контурная мозаика)

Учиться рисовать можно не только карандашами, мелками, кисточкой, но и при помощи обыкновенной веревочки. Для этого нам потребуется отрезок шнура от 0,5 до 1-1,5 метров. Первые задания - изображения простых по форме предметов - цветка, яблока, сливы. Возьмите короткий шнур (0,5 м, расположите удобно на ровной поверхности стола. Желательно иметь контрастный фон (белая веревочка на коричневом столе). Поупражняйтесь вместе с ребенком в исполнении воздушных петелек-лепестков цветка. Освоив этот прием, постарайтесь ритмичными движениями выкладывать петельки-лепестки по кругу до замыкания, использовав весь шнур. Следите, чтобы лепестки получались одинаковыми, тогда цветок будет красивым. При исполнении форм яблока и сливы шнур сначала складывают пополам и делают небольшое углубление, а затем выкладывают овал формы из двух отрезков движением снизу вверх и замыкают веревочку изображением хвостика плода.

Изображение бабочки потребует большей ручной умелости - это следующий этап освоения такого вида изображения. Вначале складываем шнур пополам, делаем дугу, очерчивающую верхние крылышки. Затем каждый конец шнура изгибаем внутрь и направляем вниз, получились верхние крылышки. Остатки шнура разводим вправо-влево и замыкаем, изобразив нижние крылышки бабочки. Меняя рисунок верхних и нижних крылышек, изображаем разновидности бабочек.

Освоив этот этап, можно переходить к изображению фигур животных в движении. Любое изображение начинайте с головы, далее следите за характером формы туловища того или иного животного. Если ребенок старается привнести в изображения тех или иных форм свои дополнения, поддержите его начинание.

На последнем этапе можно выкладывать с помощью веревочки целые декоративные панно. Например, "Осень в горах". Выложите из разных по длине отрезков шнура отдельные изображения гор, волнистой речки, елочки и лиственного дерева на склоне, солнышка и облаков, "галочки" улетающих птиц в небе. Приклейте изображения на лист золотистого картона. Раскрасьте каждое изображение красками "Гуашь". Полюбуйтесь вместе с ребенком, какая получилась красота.

Рисунки посредством веревочки имеют свою образную характеристику - мягкость получаемых форм вызывает чувство покоя, завершенности, тем самым приближая ребенка к восприятию декоративно-прикладного искусства (художественной вышивки, кружевоплетения и др.).

Рисование кляксами (техника кляксографии)

Кляксография является техникой рисования, развивающей воображение. Ее особенности и возможности таковы: пятно образуется случайным по форме, размеру и расположению, не бывает двух одинаковых пятен. Наличие разнообразия вместе с воображением - это путь к созданию образа. Следует управлять этими случайными пятнами, выступающими в качестве художественно-выразительных средств.

Как сделать так, чтобы кляксография стала обучающим и развивающим средством? Появление кляксы всегда связано со стихией воды и может ассоциироваться с подводным миром. Сочные, контрастные пятна вызывают ощущение рассыпавшихся ягод, горошин, узоров. Капля, которая упала с высоты на лист влажной бумаги, причудливо растекается лучиками, напоминая цветы (одуванчики, астры, хризантемы, ноготки). Сама природа формообразования капли, ее лучистая форма, могут быть использованы для превращения капли-кляксы в образы космоса. Для этого подойдет плотная гладкая бумага темных тонов (темно-синяя, фиолетовая, черная, щетинная жесткая кисть или зубная щетка. Пусть ребенок набирает краску на щетку и разбрызгивает ее мелкими капельками, потом капнет в нескольких местах крупные и средние капли. Получится картинка звездного неба или морского дна. Останется лишь дорисовать рыбок, медуз, морских коньков или космический корабль и инопланетян.

Вместе с использованием линий, лучиков, точек, расположенных в разных направлениях, можно добиться видоизменения формы кляксы до желаемого образа. Получим эффект кружев, резных листьев растений, паутинки. Фантазируя, можно объединить случайные наборы клякс в изображения веселых героев сказок, цирковых представлений.

Попробуйте вместе с ребенком превратить кляксы в разные образы: "Цветы в саду", "На другой планете", "Птичьи гнезда", "Снежные узоры", "Обитатели пустыни". Такие занятия обогащают мир детских представлений.

Монотипия - это интересно

Можем предложить разные варианты, способствующие освоению этого способа получения рисунка ребенком дошкольного возраста.

Первым приемом монотипии является симметричное сложение листа бумаги пополам. Для того, чтобы получить изображение высокого дерева, отражающегося в зеркальной глади пруда, нужно альбомный лист бумаги разделить пополам по горизонтали. Верхняя часть тонируется светло-желтым цветом (небо, а нижняя - пусть будет светло-голубая (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок дерева. А затем ребенок покрывает гуашью плотным слоем, не давая высохнуть, изображение ствола, ветвей и листьев дерева. Далее осторожно по линии сгиба складываем лист и проглаживаем для получения отпечатка на нижней стороне листа. Разворачиваем лист и получаем зеркальное отражение дерева в пруду. Почувствовав настроение в полученном оттиске, ребенок может внести собственные дополнения в рисунок (изображения птиц, травы, солнышка, а потом снова сложить лист для нового оттиска деталей. Подобным образом выполняется и оттиск на тему "Восход солнца на море".

Симметричный оттиск как способ получения изображения может быть использован при выполнении рисунков "Бабочка", "Матрешка", "Цветы в вазе", "Бой петухов". Лист в этих заданиях складываем не по горизонтали, а по вертикали.

Второй прием монотипии. Необходима пластмассовая доска, имеющая размер альбомного листа (например, для лепки). В одном случае наносим на доску плотный слой темных оттенков синего, черного, зеленого, коричневого цветов. Представим, что перед нами должна появиться картинка ночного леса. Вначале на закрашенной доске при помощи черенка кисточки процарапываем те предметы, которые будут светлыми на картине: изображения стволов берез, облаков на небе, неба на горизонте, фигурок птиц и животных. Еще раз уточняем места расположения красочных пятен - делаем затемнение стволов деревьев, высветление ветвей. Затем влажный рисунок на доске накрываем сверху листом бумаги, которая хорошо впитывает краску. Слегка равномерно прижимаем лист к доске и аккуратно снимаем. На листе получаем оттиск на тему "Лес ночью". Рисунок получится тем удачнее, чем многообразнее будут оттенки цвета, линии.

В другом случае на доску белой краской наносим рисунок (к примеру, "Зимушка-зима"). Потом на цветной бумаге или картоне делаем оттиск с доски.

Предлагаем вам такие темы для монотипии: "Русская красавица", "Аквариумные рыбки", "Лесные птицы", "Животные севера".

Публикации по теме:

Развитие ребенка дошкольного возраста посредством целостного процесса социализации-индивидуализации в соответствии с ФГОС .

Развитие творческой личности воспитанника посредством использования прикладного искусства В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования,.

Инновационная программа «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства и дизайна» Слайд №1 Предлагаем вашему вниманию Программу «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства и дизайна»..

Консультация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства» Консультация на тему: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства" Патриотическое воспитание.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изобразительного искусства Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» В целях реализации проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» я провела занятие.

Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Одной из главных задач учителя в школе является.

Реферат «Развитие у дошкольников предпосылок восприятия и понимания произведений изобразительного искусства» 1. Актуальность проблемы на современном этапе. Государство признаёт детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности.

Использование на уроках изобразительного искусства с учащимися младшего школьного возраста элементов печатной графикиИспользование на уроках изобразительного искусства с учащимися младшего школьного возраста элементов печатной графики «Использование на уроках изобразительного искусства с учащимися младшего школьного возраста элементов печатной графики». Основой любой.

Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства в рамках ФГОС «Дети должны жить в мире красоты, Игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. СухомлинскийРазвитие творческой фантазии на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ребенка дошкольного возраста посредством изобразительного искусства
Опубликовано: 29 сентября 2018 в 19:33
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие ребенка дошкольного возраста посредством изобразительного искусства» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Симдянова (УИ 192344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД