Анна Гайгер
Мы рисуем музыку. Творческий проект «Гармония музыки, живописи и художественного слова»
▼ Скачать + Заказать документы
«Гармония музыки, живописи и художественного слова» -
«Мы рисуем музыку»
Творческий музыкальный проект
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети старшей группы «Пчёлка», музыкальный руководитель
Гайгер А. А., воспитатель: Кихтева В. В.
Публикация «Мы рисуем музыку, Творческий проект „Гармония музыки, живописи и художественного слова“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Проекты творческие
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Тип проекта : Творческий музыкальный
«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира.
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность :
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить искусство, но и через музыку, живопись, литературу видеть прекрасное в окружающем нас мире. Первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира имеет музыка.
Тема природы по-разному проявлялась в живописи, в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений.
Желание связать музыку и цвет, «увидеть музыку» и «услышать цвет» столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость. Еще Аристотель, древнегреческий философ сравнивал сочетания красок с музыкальными звуками, аккордами, а Ньютон утверждал, что спектр цветов связан с гаммой звуков. Впервые музыку и цвет связал композитор Александр Николаевич Скрябин, который обладал тем редкостным даром, который называют «видением звука» или «цветовым слухом» или синопсией.
Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы, завывании вьюги. Эти звуки нашли воплощение в лучших произведениях музыкального искусства разных эпох. Музыка выполнила роль ключа, который открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы интеллекта и чувства.
Входя в мир природы через приобщение к разным видам искусства, воспринимая, эмоционально переживая замысел художника, композитора, поэта, воплощая свои переживания в цвете, форме, размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Бессюжетное рисование (на уровне цветовых пятен) – куда более интереснее и для ребенка, и для педагога в оценке детского восприятия.
Бессюжетное рисование приближается к направлению в искусстве «импрессионизм». Этакий детский импрессионизм. Такие занятия пробуждают интерес к творчеству.
Превратив урок в «творческую мастерскую», мы создаем синтез, позволяющий на уроках не скучать, что бы творчество доставляло удовольствие.
Цель проекта :
Воспитывать у детей чувство причастности к окружающей их красоте природы, жизни через музыку, живопись, поэзию.
Задачи проекта для педагога :
Показать возможности разных видов искусства в передаче картин природы, настроения и чувств человека.
Воспитывать интерес и любовь к классической музыке, изобразительному искусству, литературе в их взаимосвязи с окружающей природой
и в комплексе оказывающих на детей глубокое эмоциональное воздействие;
Привлечение родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству, к участию в реализации проекта.
Задачи проекта для детей :
Развивать мышление, воображение через приобщение к разным видам искусства;
развивать творческие способности детей через реализацию их творческих замыслов в процессе восприятия музыкальных произведений и художественного творчества;
Предполагаемый результат для педагога
Музыка поможет ребёнку услышать природу, её голоса, осознать увиденное и услышанное, воплощать в цвете.
Взаимодействие музыки и изобразительного искусства, поэзии на занятиях обогатят дошкольников яркими художественными впечатлениями, окажет стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей.
Предполагаемый результат для детей:
В процессе знакомства с произведениями живописи, литературы и музыки будет накоплен детьми музыкально-слуховой опыт;
обогатится словарный запас - речь станет более образной;
дети научатся выражать свои впечатления о содержание музыкального произведения;
дети смогут не только различать характер, настроение музыки, но и представить музыкальный образ -«краски» музыки – через цвет (рисунок)
восприятие музыки (слушание) повлияет на развитие эмоциональной сферы, творческого мышления, воображения, фантазии.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Определение педагогом темы, постановка цели и задач, определение содержания проекта, разработка занятий по теме проекта, подбор музыкального, художественного и литературного материала.
подготовка необходимых презентаций, видеоматериала.
Основной этап:
На протяжении всего проекта
Слушание музыки :
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»,
«Марш деревянных солдатиков»,
«Камаринская»
Д. Кабалевский «Ёжик»,
А. Вивальди «Времена года» - «Осень»,
Г. Свиридов «Осень»
Детские песни разных композиторов об Осени.
Рассматривание иллюстраций картин художников по теме «Осень»
Чтение стихотворений по осенней тематике.
1 неделя
консультации для родителей «Мы рисуем музыку»
Рекомендации для родителей:
стихотворения для разучивания с детьми,
музыкальные произведения для слушания,
список наиболее значимых для интеллектуального развития детей картин русских художников.
Слушание музыки П. И. Чайковский «Осенняя песнь»,
Показ иллюстрации: И. Левитан «Золотая осень»
Чтение отрывка стихотворения А. С. Пушкина
Цель: Воспитывать чувство красоты природы через музыку, живопись, поэзию.
развивать и обогащать сенсорный опыт ребёнка; развивать ассоциативное мышление.
Просмотр познавательных мультфильмов из серии «П. И. Чайковский» : «Детский альбом», «Осенняя песнь»
Цель: расширить представление об окружающем мире Гайгер А. А.
Слушание музыки П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из Детского альбома;
Показ иллюстраций,
Чтение стихотворения В. В. Лунина «Марш деревянных солдатиков» из цикла «Стихи к детскому альбому П. И. Чайковского»
Цель: научить понимать и любить искусство через музыку, живопись, литературу.
развитие абстрактного мышления,претворения его в практический выразительный результат.
2-я неделя
Рассматривание иллюстраций «Дождь»
Чтение стихотворений;
Слушание: Г. Свиридов «Дождик» из цикла пьес для детей
Цель: Формирование творческих способностей, развитие умения через цвет представить музыкальный образ и нарисовать его.
Слушание музыки И. С. Бах «Шутка»
Цель; создание творческой абстрактной композиции «по представлению» под звуки музыки. Вызвать радость у детей от выполнения творческого самовыражения.
Заключительный этап:
представление выставочных работ
отчет о проведении проекта на педагогическом совете ДОУ
Список используемой литературы.
О. П. Радынова «Методические рекомендации» к программе «Музыкальные шедевры», методические пособия по темам программы: «Природа и музыка», «Музыка о животных и птицах» М., 1999.
Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» – программа «Ладушки», «Композитор» - С. - Петербург, 2007.