Елена Васильевна Шакирова
Эмоционально — нравственная сфера дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Темой моего самообразования является «Эмоционально - нравственная сфера дошкольников».
Цель: передать опыт работы по программе «Эмоционально- нравственная сфера дошкольников» в виде приёмов, форм и упражнений.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с приёмами, формами, техниками и упражнениями используемыми в работе по программе «Эмоционально- нравственная сфера дошкольников».
2. Установить эмоциональный контакт между участниками мастер класса.
3. Научить понимать эмоциональное состояние детей.
Публикация «Эмоционально — нравственная сфера дошкольников» размещена в разделах
Уважаемые коллеги, я думаю, что вы со мной согласитесь, что наша жизнь состоит из эмоций. В своей работе я хочу подарить вам кусочек радости, грусти, удивления, страха, спокойствия. Я хочу передать вам свой опыт работы на тему «Эмоционально - нравственная сфера дошкольников». Также, хочу показать приёмы, формы и упражнения, которые я использую в работе над данной темой.
В нашем детском саду с 2015 года внедрена программа «Эмоционально - нравственная сфера дошкольников». На основе этой программы проводятся занятия, направленные на воспитание эмоционально - положительных качеств личности ребёнка. На этих занятиях дети знакомятся с основными эмоциями, и учатся их определять и проживать.
Мой день в группе начинается с приёма детей. Все мы знаем, что не всегда утром дети идут в детский сад с желанием и хорошим настроением. Поэтому, в уголке для родителей нашей группы есть положительные установки. Родители, заходя в группу, читают эти установки. Дети уже привыкли к такой традиции. Бывают ситуации, что родители забывают про установки, или спешат. Дети уже сами напоминают им об этом, показывают на тот лист с картинкой, какую фразу они хотели бы услышать, так как на каждой установке есть рисунок. Это очень удобно, ведь не все дети умеют читать, и им проще будет назвать рисунок. Такие установки приходят в помощь родителям. Поэтому и придуман такой приём, который результативно работает на то, чтобы ребёнку было комфортно в детском саду.
После того, как прошёл утренний приём, мы с детьми приветствуем друг друга кончиками пальцев, кулачками, пятками. Детям также очень нравится приветствие ушами и кончиками пальцев ног и коленями. С детьми мы приветствуем друг друга разными способами, некоторые из них они придумывают сами. Вот так у нас проходит утреннее приветствие.
В течение всей недели, в нашей группе проходят занятия в соответствии программы. Тематика занятий основана на эмоциях, которые мы проживаем. К примеру, одна из недель называется «Горе». Одно из занятий такой недели мы можем провести в виде театра по сказке «Федорино горе». Дети эту сказку знают, так как в течение всей недели мы с детьми читаем эту сказку, смотрим, обсуждаем, рисуем, лепим. В итоге обыгрывается отрывок из этой сказки.
Итак, я главный персонаж Федора, встаю посередине круга. А дети встают вокруг Федоры. Они изображают обиженную посуду, которая уходит от грязнули Федоры. Я читаю, либо фоном звучит отрывок сказки. Федора изображает горе, ревёт, качает головой, смотрит грустными глазами на посуду, которая уходит от неё и говорит: «Ой, Ой, ой…».
Может пойти вслед за ней. А посуда не просто идёт по кругу, она ведь обижена на Федору. Чайник пыхтит от обиды. Блюдца, чашки, ложки и вилки звенят обиженно, похлопывают себя. Посуда идёт и идёт. Первые два круга дети проходят самостоятельно изображая эмоцию горя. Потом я могу раздать музыкальные инструменты: металлофон, треугольники, кастоньеты, бубен. И тут уже посуда может показать свою обиду ещё сильней, используя музыкальные инструменты. Можем отдельно послушать, как стучит самовар, звенят блюдца и чашки, стучат ложки и вилки. Если кто-то из ребят тоже хочет быть Федорой, то мы можем обыграть сказку заново. Я выбираю одного ребёнка, который хочет исполнять роль Федоры, с помощью считалки.
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты/ Начинате Вы.
В даль бежит река лесная,
Вдоль неё растут кусты.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем - водишь ты!/водите вы!
Дети при этом используют эмоции, пантомимику и жесты, разные техники. Вот так мы и проигрываем эмоцию в течение занятия. Вот такие приёмы используются при проигрывании отрывков из сказок. Обязательно, мы с детьми обсуждаем что им понравилось и почему.
Потом следует творческая часть, которая проводится в конце каждого занятия, где дети рисуют, лепят, клеят ту эмоцию, которую прошли на занятии. В данном случае, это эмоция горя. Каждый рисует ту посуду, которая понравилась (чайник, блюдце, ложка или вилка, или саму Федору. Уважаемые коллеги, сейчас вы можете нарисовать понравившуюся вам посуду на пене (столешница стола покрывается пеной). На таком занятии детям могут предлагаться заготовки посуды, или чистые листы бумаги. Могут рисовать как грязную посуду, так и чистую, красивую. Как цветную, так и чёрно- белую. Обязательно смотрим на то, что получилось. Дети показывают посуду друг другу.
Вот такую необычную технику мы используем на занятиях.
Такие занятия, в старшей группе, проходят каждый день, и длятся 25 минут.
В конце каждой недели есть особенный день. Если это была неделя, темой которой было «Горе», значит в пятницу в нашей группе «День горя». Дети, с помощью родителей, приносят в группу кусочек своего горя. Это может быть рисунок или воздушный шар с изображением эмоции горя, игрушки, горькие конфеты. Обязательно, мы делимся этим горем с другими детьми. Можем сходить в соседнюю группу, и поделиться с ними кусочком горя, подарив им рисунки или шарики. Можем выйти на прогулку, и поделиться кусочком горя с другими группами, спев им песню о горе.
В нашей эмоциональной программе включена система мирилок, которая даёт возможность решить конфликтную ситуацию. Не исключено, что в группе могут возникнуть конфликтные ситуации, ссоры среди детей. Для решения этой проблемы есть мирилки. Вообще, конфликтные ситуации и их решение это очень актуальная тема, как с точки зрения психологии, так и педагогики. Создана целая мирилочная система, которая проводится в интересной форме.
Суть самой ссоры, мы как педагоги знаем, нужно помирить детей. Есть мирилки в стихотворной форме для малышей. Для старших детей есть более осознанные мирилки. Для того чтобы дети понимали, что после мирилки, они должны не просто помириться, но и вложить свою энергетику. Потому что когда он её потратил, когда обидел другого человека, он должен загладить эту вину. Не просто произнести слова : «Мирись, мирись, мирись, и больше не дерись…». У ребёнка не откладывается это. Решено это сделать это творчески.
Во- первых, ведётся разговор и с одной стороной конфликта, и с другой. Выясняется тема ссоры, и предлагается несколько приёмов для примирения, например: спеть песню, рассказать стихотворение, нарисовать рисунок друг для друга, проиграть мелодию на музыкальных инструментах. Прежде всего, ребёнок закладывает свою энергетику. Он должен «залатать» эту ситуацию осознанно. И тогда, другой ребёнок будет доволен тем, что ему на память остался рисунок, или ему спели песню. Ребёнок вносит свой вклад в то, чтобы помириться. Мы учим тому, чтобы дети учились прощать друг друга. Ставили себя на место того ребёнка, кто прав, или наоборот, не прав. Чтобы они могли почувствовать, как другому ребёнку больно и обидно от этой ссоры. Это уже элементы примирения. И после этого уже проводится коллективную мирилка на примирение в виде стихотворений и подвижных игр (варежка, башмачки, салфетка, ручеёк).
Кони, кони, кони, кони (хлопки в ладоши,
Мы сидели на балконе (присесть).
Чай пили, чашки били (пить чай, бросить чашки,
По-турецки говорили:Эни, бэни, рики, таки,
Буль, буль, буль, кораки, шмаки.
Эус, бэус, краснадэус - батс!
Анти, дванти, трынди, валынди,
Пянти, янти, шивары, вывары.
Цук, манцук, пере, вере,
Чуха, рюха, пята, сота.
Сближающие приёмы работают очень позитивно. Первая пара берёт салфетку, прижимает её между своей щекой и щекой соседа, проносит по кругу так, чтобы она не упала. Вторая пара надевает сшитые башмачки, и тоже проходит по кругу так, чтобы никто из пары не упал. Третья пара надевает варежку, и также проходит по кругу. Одновременно может звучать весёлая музыка. Здесь уже работает сенсорное восприятие друг друга.
Работа с родителями идет таким же путём. Если ссора сильная, и мы понимаем, что нужно подкрепление родителей, то обязательно разговариваем с ними об этом. С ребёнком дома нужно побеседовать о том, что в конфликте может быть виноват как другой ребёнок, так и он сам. Рекомендуем нарисовать рисунок для того ребёнка, с которым произошла ссора, чтобы утром его отдать.
Также, в уголке для родителей висят картинки с изображением ссоры и дружбы. С детьми мы обязательно проводим беседу по этой картинке, из-за чего могла произойти эта ссора, бывают ли такие ситуации в нашей группе, а родителей просим закрепить это беседой с детьми дома. Картинка меняется 1 раз в неделю. На последней недели месяца мы повторяем и закрепляем все 3 картинки. Также, есть и совет дня для родителей.
Также, в группе есть уголок уединения, и не просто уединения, это чудо уголок! Где дети снимают своё напряжение. Могут поиграть в камушки и ракушки, разложив их по узору на листе бумаги, или на песке. Поперекладывать камни пальцами ног с одного берега на другой. Посидеть в палатке или на коврике. Тем самым, снимают свой стресс.
В конце каждого дня, дети, уходя домой, заполняют цветной бумагой разные предметы. Наклеивают кусочек своего настроения на лист бумаги, где изображена разбитая тарелка, это маленькие кусочки разноцветной бумаги. Цвет настроения состоит из цветов радуги. Если у детей было хорошее настроение, они приклеивают красный или оранжевый цвет. Если плохое, то синий и фиолетовый. Если, и не хорошее и не плохое, если ребёнок не смог определиться, то жёлтый, зелёный или голубой. Такой рисунок висит на стене или двери при выходе из группы. Рядом с ним, на полке стоят стаканчики с кусочками разноцветной бумаги и клей.
Вот так и проходит наша работа над «Эмоционально- нравственной сферой дошкольников» в группе.
Над этой темой мы работаем уже 3 года. Результатом такой работы является адекватная самооценка у детей, уверенность в себе. Прекрасно развиты коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения. Детям занятия очень нравятся. Активную работу принимают и родители, помогают в подготовке занятий. Ежедневно, ведётся фотоотчёт о проведённых занятиях. Лично мне очень нравится работать над данной темой. Раскрываю определённые профессиональные способности. Может быть вам покажется это обычной работой, но в нашей группе, и в нашем детском саду это новшество.
В заключение вышесказанного, я хотела бы прочитать вам замечательное стихотворение, которое написала Любовь Терехова.
…Семнадцать раз обнять,
Поцеловать раз десять…
Лишь так счастливей стать
Сумеют наши дети.
Целуйте их всегда,
Ласкайте и купайте…
Хоть в доме – нищета,
Игрушки покупайте!
Пусть он растет не так,
– о будущем мечтайте!
Любви, хоть на пятак,
Ребенку отпускайте!
Досаде вопреки,
– ребенка обнимайте,
И в нежность, как в силки,
Его вы заключайте!
Иначе – дьявол злой,
Его уловит в сети…
Любовь. Добро. Покой –
О них мечтают дети.
А нам все недосуг,
и гонит нас работа:
Чтоб все как у подруг –
Наряды и работа.
Чтоб все, как у людей –
И интерьер, и дача…
Не видим слез детей,
Когда ночами плачут.
Пока мы свой карман
Для них же – набиваем,
Их гладит наркоман,
а мы о том не знаем.
Целует их маньяк:
Любви им не хватает…
Они не просто так,
Как птицы, улетают.
И нам их не догнать,
Они парят в нирване…
Ах, если б это знать
Мы все могли заранее.
Семнадцать раз обнять,
Поцеловать раз десять…
Лишь так счастливей стать
Сумеют наши дети!