Татьяна Касаткина
Консультация «Нравственная сила художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственная сила художественной литературы.
«На каждое произведение мы должны смотреть
как на окно, через которое мы можем показать
детям ту или иную сторону жизни»
К. Д. Ушинский
Произведения детской художественной литературы являются самым эффективным средством в нравственном воспитании детей дошкольного возраста, воздействия на чувства ребенка. Они в яркой, эмоционально насыщенной форме влияют на детский разум, вызывая самые разнообразные чувства, способствуя формированию у дошкольников нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Художественные сюжеты и герои, увлекательны образы, в которых проявляются достоинства или недостатки героев книг и сказок или раскрываются лучшие черты и качества человека и осуждаются отрицательные поступки и явления - все это делает путешествие по страницам книг к истокам нравственности интересным и находит живой отклик у детей, способствуя образованию у них нравственных понятий, чувств и мотивов, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.
Публикация «Консультация „Нравственная сила художественной литературы“» размещена в разделах
Воспитательное значение и сила воздействия рассказов безграничны. А – самое главное – произведения вселяют в детей уверенность, что иначе быть не может. И именно так, и только так, смело и ответственно, честно и уважительно, должен поступать каждый человек.
Детские книги – это незаменимые помощники во всем многообразном и сложном процессе воспитания детей.
Применяя художественное слово в различной детской деятельности тем самым на примере героев книг даем детям пример тех или иных качеств человека. При чтении книги Я. Акимова «Неумейка» ребенок, который не хочет одеваться и есть сам, посмотрит на сея через героя стихотворения. Эти стихи могут подействовать на малыша больше, чем уговоры и разъяснения.
Детям необходим прямой и яркий пример для подражания нужна книга, в которой говориться, как нужно поступать, поступать хорошо. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. А. Борто «Вовка – добрая душа», К. И. Чуковский «Телефон», В. Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», А. Гайдара «Сказка о военной тайне», Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Л. Толстой «Косточка», В. Осеевой «Волшебное слово» и «Огурцы», В. Носова «На горке» и многие другие – вот эти книги.
В этих замечательных произведениях художественное слово выступает могучей как могучее средство, через силу своей образности и особенной конкретности настолько воздействует на детей, что возбуждает колоссальные чувства, такие как, любви и уважения к честным и правдивым людям и, наоборот, вызывает чувство непринятия лжи и корыстных действий других людей. Но следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя книги или детские размышления о каком-то поступке сверстников, не превратятся вдруг сами по себе в устойчивые черты личности детей. В связи с этим нужно, чтобы возникшее переживание не осталось только переживанием, а перешло бы в желание поступать также как герой литературного произведения и перешло в потребность.
Таким образом, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, разработанных в дошкольной педагогике и методике обучения, предоставляет огромные возможности для нравственного воспитания детей. Каждый метод является особым средством достижения определенной, поставленной цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом.
Нравственность – это основное понятие в воспитании, это форма сознания и поведения, и одновременно вид отношений.
.