Получи документы

Эмоциональная компетентность педагогов ДОУ как показатель результативности педагогической деятельности

Светлана Зайнутдинова
Эмоциональная компетентность педагогов ДОУ как показатель результативности педагогической деятельности
▼ Скачать +Заказ

Поиск пулей оптимального профессионального развития педагога является одним из важнейших аспектов проблемы гуманизации образования, Деятельность настоящего профессионала включает в себя и компоненты компетентности, и проявление добродетелей. Учитель-профессионал, выполняющий долг добровольно и осознанно, в отличие от учителя- транслятора знаний, механически исполняющего обязанности, осваивает реальность моральноэтического знания и отстаивает ценность своей профессии [4].

Публикация «Эмоциональная компетентность педагогов ДОУ как показатель результативности педагогической деятельности» размещена в разделах

Педагогическая деятельность - это особый вид социальной и профессиональной деятельности, направленный на реализацию цели образования: передачу накопленных человечеством знаний и опыта, создание условий для личностного развития и подготовкуг к выполнению социальных ролей в обществе. Поэтому от мотивов, побуждающих к педагогической деятельности, во многом зависит успех деятельности педагога, формирование его склонностей и способностей к педагогическому труду. При этом, мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения, что и побуждает выбирать педагогическую профессию, посвятить себя образованию подрастающего поколения. Профессия приобретает. личностный смысл, эмоциональную окрашенность, вызывает стремление к самосовершенствованию и самоактуализации в интересах детей. От педагога требуются эмоциональная устойчивость, наблюдательность, творческое воображение, требовательная доброта, душевная щедрость, справедливость, организованность и многое другое.

Профессиональное развитие немыслимо вне. личностного развития, поэтому требуется особая ценностно-смысловая, нравственно ориентированная этическая составляюшая в системе педагогического образования, которая должна способствовать развитию у педагога высоких мо-ральных качеств, эмоциональной компетентности как умения владеть собой, своими эмоциями и умения понимать внутреннее состояние других людей.

Профессиональная деятельность педагога ДОУ - предмет изучения психологов и педагогов -П. А. Панько. Л. Г. Семушина. В. И. Логинова. Р. С. Буре. Специалистами выявлено, что профессиональной деятельности педагогов ДОУ свойственны все черты педагогической деятельности, о которых говорилось выше (созндательность. гуманизм, творческий, коллективный характер, но они приобретают свою особую окраску в деятельности педагога, воспитывающего детей раннего и дошкольного возраста.

В настоящее время особенно актуальными становятся задачи развития профессионального, интеллектуального, духовно-нравственного потенциала личности педагога. Однако анализ педагогической практики свидетельствует о том. что высокая «планка» социальных требований нередко противоречит реальному положению дел, обнаруживает серьезные недостатки в профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Педагогу важно развивать у себя способность к пониманию внутреннего мира воспитанника, умение понять ситуацию с позиций ребенка - проявить эмпатию (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, сочувствия). У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям, тактичности [2].

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид общественно полезной деятельности людей, который направлен на подготовку детей к жизни, но целевая направленность педагогической деятельности обобщена и индивидуализирована в соответствии с личностью педагога. При этом сложившаяся система педагогического образования зачастую тиражирует широко распространенные в педагогической практике авторитарность, рецептурность. стереотипы, лишающие деятельность педагога духовно-нравственных оснований. В связи с этим важнейшее значение приобретает проблема становления эмоциональной компетентности как возможности управлять своими эмоциями и ее влияния на результативность педагогической деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения [3].

Основные «орудия» педагогического труда — голос (темп, громкость, интонационная окрашенность, выразительность, мимика, пластика, жесты. Так называемая педагогическая техника - это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога па воспитанников с целью стимулирования их активности. Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Немаловажна культура речи хорошее владение словом, четкая дикция, интонационное разнообразие для выражения чувств, отношений. Педагогическая техника выполняет служебную (не смысловую) роль в воспитательном процессе, позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов,

Еще одной особенностью педагогической деятельности является то. что невозможно определить меру вклада педагога в развитие ребенка, какого-либо конкретного. ища. В процессе воспитания и обучения задействованы многие. лица. В связи с этим, педагог в современном обществе должен понимать, что воспитание ребенка - коплектнвное дело, забота об успешных результатах требует единения сил (согласования подходов к воспитанию, его содержанию, приемов осуществления) всех заинтересованных взрослых. Инициатором единения выступает педагог как лицо профессионально подготовленное к образовательной работе.

Проблема эмоциональной компетентности выступает предметом научного исследования многих ученых. Среди них: И. Н. Андреева. Е. С. Асмаковец. В. В. Бойко. Г. Бхарванн. Н. С. Ефимова. М. Казарин. Е. С. Кондратенко. Л. М. Митина. Д. Райбак. Е. М. Семенова. Р. И. Хмелюк н другие.

«Компетентность», по мнению Ю Н. Емельянова. — это уровень обученности социальным и индивидуальным формам активности, которая позволяет индивиду в рамках своих способностей и статуса успешно функционировать в обществе.

Исходя из этого определения, под эмоциональной компетентностью педагога можно понимать владение способами контроля своих реакций на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску и охватывающих все виды чувствительности и переживаний в процессе педагогической деятельности и общения Это способность человека воспринимать эмоции других людей и свои собственные и получать доступ к эмоциям других людей и своим собственным, что определяет способность правильного использования своих ресурсов. Эмоциональная компетентность включает в себя три важных составляющих компонента - эмоциональный интеллект, эмоциональная гибкость и эмоциональная устойчивость

Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциякш [1].

Исходя из представленных определений, нами были сформулированы рекомендации по формированию эмоциональной компетентности у педагога.

1. Развивать рефлексию как знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах себя и другого человека. Для этого рекомендуется использовать такие приемы и методы, как идентификация, то есть отождествление себя с другими людькш: активность по реконструкции чувств друтого человека с помощью воображения: принятие роли другого человека и другие.

2. Работать над развитием эмоциональной гибкости как личностной характеристики, обеспечивающей многообразие эмоциональных проявлений, для этого необходимо работать над легкостью перехода от одного эмоционального проявления к другому, своевременным отказом от неэффективной идеи, поиском нового решения: учиться отстаивать свою позицию, самостоятельность, ответственность за свои решения. С целью успешного развития эмоциональной гибкости человек должен сам осознавать необходимость развития этого свойства, учиться проявлять свое отношение, положительные эмоции, эмоциональные состояния, а также учиться сдерживать отрицательные эмоции [3].

3. Педагогическая деятельность насыщена разными напряженныэш ситуациями и различными факторами, которые требуют повышения эмоционального реагирования. Педагогу необходимо научиться снимать эмоциональное напряжение, спокойнее реагировать на ситуации, требующие эмоционального напряжения.

4. Научиться раскрывать свой внутренний мир в отношениях с окружаюшншг быть по отношению к детям доброжелательными. спокойньпш и положительно настроенными, что в целом способствует успешности в работе и повышению результативности педагогической деятельности.

5. Для того чтобы стать эмоционально компетентным, необходимо научиться опреде. лятъ источник эмоций, уметь выбрать наиболее подходящий тип реакции.

6. Уделять большое значение личностным установкам. Если человек работает над тем. чтобы развить свои способности в достижении эмоциональной компетентности, то рекомендуется окружить себя коллегами, также настроенными на совершенствование в этой области,

Таким образом, следование указанным рекомендациям поможет педагогам развивать в себе эмоциональную компетентность. позволяющую добиться высоких показателей в педагогической деятельности.

1. Андреева. И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта [Текст] // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 57- 65

2. Бойко. В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других [Текст] / В. В. Бойко. - М. : Просвещение. 1996. — 203 с.

3. Кондратенко. Е. С. Мотивация персонала и эмоциональная компетентность в управлении персоналом банка [Текст] / Е. С. Кондратенко / Современные наукоемкие технологии. - 2009. - №2. - С. 14.

4. Хмелюк. Р. И. и др. Эмоциональная регуляция как компонент психологической устойчивости деятельности учителя [Текст] / Р. И. Хмелюк // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. — М. : Высшая школа. 1997. - 168 с. Зарецкая С. М.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Консультация для педагогов «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ»Консультация для педагогов «Использование интерактивного оборудования в педагогической деятельности воспитателя ДОУ» Добрый день, уважаемые коллеги! Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Фотоотчёт о подготовке и участии в педагогической игре Мост для молодых педагоговФотоотчёт о подготовке и участии в педагогической игре Мост для молодых педагогов Сегодня, мне хочется рассказать о том, как мы готовили визитку к педагогической игре МОСТ, которую организовал районный методический центр.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Самоанализ педагогической деятельности (2 часть) 1 часть Я являюсь пользователем ПК. Для улучшения и развития своих возможностей прошла краткосрочные курсы по теме «Базовая подготовка.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори»Консультация для педагогов ДОУ «Теоретические представления о педагогической системе Марии Монтессори» Современная образовательная система претерпевает изменения и отходит от традиционной догматической модели обучения. Приоритетными становятся.

Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологовЭмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов-психологов Эмоциональная регуляция методом куклотерапии в клубе педагогов - психологов «Берегиня» Состав клуба педагогов - психологов «Берегиня».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эмоциональная компетентность педагогов ДОУ как показатель результативности педагогической деятельности
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 10:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эмоциональная компетентность педагогов ДОУ как показатель результативности педагогической деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Зайнутдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД