Татьяна Акимова
Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Элементы песочной терапии в развитии детей
раннего возраста
Морскими песками
Песочницы полны,
Я глажу руками
Песочные волны.
В песочных волнах
Провести я готов
Немало счастливых
Песочных часов!
А. Орлова
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» - Ушинский КД.
Публикация «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работая в детском саду, используя разнообразные методы и приемы, новые педагогические технологии я остановилась на пескотерапии не случайно.
Эта технология не требует больших затрат, все занятия проводятся в игровой форме и в очень естественной и привычной для ребенка среде.
Обычная картина - ребенок увлеченно копается в песке. Естественную тягу детей к песку давно заметили психологи и решили использовать ее для развития малышей и помощи им в сложных житейских ситуациях.
В качестве основных материалов я использую песок, воду и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагаю создавать композиции в специально оборудованном месте. После завершения работы с песком, ребенок, умеющий говорить дает название своему творению и рассказывает о нем педагогу. Я отмечаю важные моменты процесса (особенности поведения, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу, фиксирую композицию на фото, подробно записываю рассказ ребенка. Это необходимо для дальнейшей работы.
Для малыша песок — это, прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, малыш пытается ими овладеть, и пока он не изобретет некий способ использования предмета, он не успокоится. Для самых маленьких важно почувствовать форму предмета руками, извлечь звуки и т. д. Интерес к песку удерживается тем, что он не поддается «овладению». Малыш его берет, а он утекает. Малыш лепит форму, а она легко разрушается. Детей привлекают тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности, выискивая там более крупные зерна, камушки и т. д.
В своей работе я использую следующие принципы игр с песком:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, и защищенно, проявляя творческую активность.
2. «Оживление» абстрактных символов: мелких игрушек, природного материала, геометрических фигур и прочее.
3. Реальное «проживание» проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказок.
Начинаю работу с песком с простых упражнений:
- Проводим ладонями по песку различными движениями, как машинки, как санки, как змейки.
- Делаем те же движения ребрами ладоней и рассматриваем с ребенком разницу в оттисках, даем ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Стараемся не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения. Поощряем и хвалим детей.
- Набираем песок в ладошки и высыпаем его тонкой струйкой, проговариваем ощущения, испытываемые при этом. Делаем это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
- Закапываем ладошки в песок и потом находим их. Все это проделывается в игровой форме. Задаем вопрос «где наши ручки?», а затем радуемся вместе с ребенком от того, что ручки найдены
- Пробегаем вместе с ребенком пальчиками по песку, оставляем на нем следы. Все действия обязательно проговариваем.
- Оставляем оттиски рук ребенка и взрослого, сначала просто прижимаем ладонь к песку, а затем делаем это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Такие упражнения развивают мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.
- Пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками оставляем различные узоры на песке, а затем фантазируем, на что они похожи. Можно увидеть цветы, деревья, следы животных. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
- Ливень из песка. Сначала делаем мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпываем двумя ладонями. Для ливня можно использовать детское ведерко. Ребенок должен в игре осознавать свою причастность к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.
- Закапывание и откапывание природного материала (каштаны, желуди, шишки, игры с мелкими игрушками. Эти упражнения развивают мелкую моторику, расширяют тактильные ощущения детей.
Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.
Занимаясь с детьми пескотерапией, я отметила заметную положительную динамику.
Дети стали более спокойными, доверчивыми, менее агрессивными и напряженными, уравновешенными, эмоционально позитивными. Поэтому и в дальнейшей своей работе буду использовать песочную терапию.
Таким образом, игры с песком могут быть мощным ресурсом развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста. Игры с этим материалом оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.