Лучший педагог года

Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста

Татьяна Акимова
Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Элементы песочной терапии в развитии детей

раннего возраста

Морскими песками

Песочницы полны,

Я глажу руками

Песочные волны.

В песочных волнах

Провести я готов

Немало счастливых

Песочных часов!

А. Орлова

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка» - Ушинский КД.

Публикация «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах

Работая в детском саду, используя разнообразные методы и приемы, новые педагогические технологии я остановилась на пескотерапии не случайно.

Эта технология не требует больших затрат, все занятия проводятся в игровой форме и в очень естественной и привычной для ребенка среде.

Обычная картина - ребенок увлеченно копается в песке. Естественную тягу детей к песку давно заметили психологи и решили использовать ее для развития малышей и помощи им в сложных житейских ситуациях.

В качестве основных материалов я использую песок, воду и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагаю создавать композиции в специально оборудованном месте. После завершения работы с песком, ребенок, умеющий говорить дает название своему творению и рассказывает о нем педагогу. Я отмечаю важные моменты процесса (особенности поведения, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу, фиксирую композицию на фото, подробно записываю рассказ ребенка. Это необходимо для дальнейшей работы.

Для малыша песок — это, прежде всего материал, который также интересен, как и все вокруг. Окружающее пространство тянет ребенка к себе как магнит. Взаимодействуя с предметами, малыш пытается ими овладеть, и пока он не изобретет некий способ использования предмета, он не успокоится. Для самых маленьких важно почувствовать форму предмета руками, извлечь звуки и т. д. Интерес к песку удерживается тем, что он не поддается «овладению». Малыш его берет, а он утекает. Малыш лепит форму, а она легко разрушается. Детей привлекают тайны, которые хранит песок. Они могут его перебирать до бесконечности, выискивая там более крупные зерна, камушки и т. д.

В своей работе я использую следующие принципы игр с песком:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, и защищенно, проявляя творческую активность.

2. «Оживление» абстрактных символов: мелких игрушек, природного материала, геометрических фигур и прочее.

3. Реальное «проживание» проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказок.

Начинаю работу с песком с простых упражнений:

- Проводим ладонями по песку различными движениями, как машинки, как санки, как змейки.

- Делаем те же движения ребрами ладоней и рассматриваем с ребенком разницу в оттисках, даем ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Стараемся не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения. Поощряем и хвалим детей.

- Набираем песок в ладошки и высыпаем его тонкой струйкой, проговариваем ощущения, испытываемые при этом. Делаем это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.

- Закапываем ладошки в песок и потом находим их. Все это проделывается в игровой форме. Задаем вопрос «где наши ручки?», а затем радуемся вместе с ребенком от того, что ручки найдены

- Пробегаем вместе с ребенком пальчиками по песку, оставляем на нем следы. Все действия обязательно проговариваем.

- Оставляем оттиски рук ребенка и взрослого, сначала просто прижимаем ладонь к песку, а затем делаем это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Такие упражнения развивают мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.

- Пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками оставляем различные узоры на песке, а затем фантазируем, на что они похожи. Можно увидеть цветы, деревья, следы животных. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.

- Ливень из песка. Сначала делаем мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпываем двумя ладонями. Для ливня можно использовать детское ведерко. Ребенок должен в игре осознавать свою причастность к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.

- Закапывание и откапывание природного материала (каштаны, желуди, шишки, игры с мелкими игрушками. Эти упражнения развивают мелкую моторику, расширяют тактильные ощущения детей.

Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.

Занимаясь с детьми пескотерапией, я отметила заметную положительную динамику.

Дети стали более спокойными, доверчивыми, менее агрессивными и напряженными, уравновешенными, эмоционально позитивными. Поэтому и в дальнейшей своей работе буду использовать песочную терапию.

Таким образом, игры с песком могут быть мощным ресурсом развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста. Игры с этим материалом оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Публикации по теме:

Роль песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает.

Использование методов песочной терапии в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольниковИспользование методов песочной терапии в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников В последнее время под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством.

Конспект ОД с использованием песочной терапии «В гостях у песочной феи» Конспект ОД с использованием песочной терапии «В гостях у песочной феи». Познавательное развитие. Цель: развивать коммуникативные навыки,.

Конспект занятия по песочной терапии для детей среднего возраста Конспект занятия по песочной терапии для детей среднего возраста. Цель: раскрытие творческого потенциала и гармонизации психоэмоционального.

Конспект занятия по песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста «В поисках радуги» Конспект занятия по песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста. «В поисках радуги» Цель: создание условий для гармонизации.

Консультация для родителей «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дошкольников с ОВЗ» Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания,.

Открытое занятие по песочной терапии «Путешествие по песочной стране» Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в поведении и в межличностном общении.

«Путешествие золотой рыбки». Конспект занятия с применением песочной терапии с детьми старшего дошкольного возраста Занятие «Путешествие золотой рыбки». Старшая группа. /Песочная терапия/ Задачи : - продолжать знакомить детей с элементами песочной терапии;.

Презентация «Роль песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста» «Роль песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение.

Технология песочной терапии в адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Каждому, кто работает в детском саду, известно, что поступление малышей в детский сад – трудная пора для детей раннего возраста, т. к. это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста
Опубликовано: 3 декабря 2019 в 22:04
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Акимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД