Надежда Моисеенко
Элементы логоритмики в музыкально-ритмической деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная деятельность по формированию музыкально-ритмических навыков у детей в дошкольном учреждении включает в себя музыкально- ритмические упражнения, музыкальные игры, хороводы, танцы, музыкально- игровое и танцевальное творчество.
Упражнения предназначены для развития гимнастических, танцевальных движений, на этих элементах построены игры, танцы и хороводы.
Публикация «Элементы логоритмики в музыкально-ритмической деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Музыкальные игры - ведущая форма организации ритмических движений. В ходе игры дети перевоплощаются в различные образы, а музыка придает им особый эмоциональный настрой.
Хороводы - чаще всего проходят под народные песни. Дети инсценируют их в соответствии с развитием сюжета, выполняя различные роли.
Танцы- построены на зафиксированных движениях в определенной
последовательности и построении, состоят из знакомых элементов движения.
Музыкальное и игровое творчество- в процессе музыкально-ритмического творчества, предусматривающего сочинение и исполнение детьми комбинаций движений, упражнений, этюдов, игр, танцевальных сценок и небольших спектаклей в сотворчестве с педагогом, происходит активное формирование как специальных компонентов способностей к этому виду деятельности, так и общих компонентов в структуре художественно- творчеких способностей, таких как: эмоциональная отзывчивость, интеллектуальная инициатива, творческая активность, настойчивость и выдержка в достижении намеченной цели, способность к изменению заученных стереотипов и поиску нестандартных способов передачи замысла и тд.
Успехи и достижения в области музыкально-ритмического вос-питания, безусловно, зависят от общего физического развития ребенка, однако в большей мере этому способствуют правильная организация и систематичность занятий.
Сформулируем конкретные задачи воспитания и обучения на занятиях ритмикой:
учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски на занятиях и во время другой деятельности;
развивать чувство ритма: учить ребят ощущать в музыке рит-мическую выразительность, передавая ее в движениях;
развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построений хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.
Основу композиций и танцев для дошкольников составляют простые движения, позволяющие выразить различные по характеру эмоции и образы. Но из-за недостаточно развитого чувства ритма не все дети могут гармонично сочетать движения с музыкой, выражать ее характер и музыкальный образ.
Двигательные навыки закрепляются через психологическое раскрепощение дошкольника, освоение собственного тела как выразительного инструмента.
Когда отдельные танцевальные элементы выполняют под счет, это создает ощущение однообразного, механического повторения. Теряются образность и эмоциональность танца. Но если для разучивания и закрепления движений танца использовать элементы логоритмики, ребенок может выразить свои эмоции, фантазию, творческие возможности. У него формируется правильная осанка, ловкость, чувство ритма. Ритм стиха помогает выполнять движение точно и выразительно.
ЛОГОРИТМИКА (логопедическая ритмика) - это инновационная технология, основанная на сочетании движений, речи и музыки, что обеспечивает высокую эффективность комплексной развивающей работы у детей, в том числе у детей с речевыми проблемами, а также с двигательными нарушениями.
Средства логопедической ритмики
• ХОДЬБА И МАРШИРОВКА В РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ
• УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСА, АРТИКУЛЯЦИИ
• УПРАЖНЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС
• УПРАЖНЕНИЯ, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ВНИМАНИЕ
• СЧЕТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
• РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
• УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗМЕРА ИЛИ МЕТРА
• УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕМПА
• РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
• ПЕНИЕ
• ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
• МУЗЫКАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
• УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх.
Звучащий при выполнении заданий ритм служит средством воспитания и развития у детей чувства ритма и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях. Различные ритмы целесообразно давать детям в форме игр, подражаний движениям птиц, животных, в форме построений и т. п.
Существует разновидность элементов логоритмики, в которых в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. подговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использование подговорок способствует усвоению танцевальных движений. Использование таких элементов способствует усвоению танцевальных движений. В музыкально-ритмических движениях ребенка музыка является «исходным моментом», а движение – средством ее усвоения. В стихотворениях логоритмики «исходным моментом» является четкая, выразительная речь. Любой народно-сценический танец состоит из логической цепочки танцевальных движений и их элементов. Красивое исполнение народного танца, самовыражение каждого ребенка зависят от качества усвоения и выполнения того или иного танцевального движения в отдельности. Логоритмика – удобный прием для решения этой задачи. Они образны, музыкальны, ритмичны. Одни из них включают в себя название танцевального движения. Другие отражают технику танцевального движения. Применение элементов логоритмики в непринужденной, игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Рассмотрим примеры элементов логоритмики, способствующие быстрому усвоению элементов народно-сценического танца:
Стихотворный материал должен иметь:
1) разную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т. д. ;
2) определенный динамичный размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
3) среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
4) насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движения;
5) сюжетную линию или действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать логическую связь между текстом и движением.
6) Кроме того, стихотворения следует подбирать, учитывая возраст, речевые и двигательные возможности занимающихся.
Игра – неотъемлемая часть деятельности детей. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется. Игра помогает добиться выполнения многих педагогических задач. Хореография в стихах является одним из видов таких игр. Цель таких занятий всестороннее развитие личности, а так же развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умение согласовывать движение и текст.
На занятии проводится обычно одно — два упражнения на активизацию внимания. Педагог продумывает, следует ли выбирать подвижное задание, связанное с бегом или маршировкой, или задание статического характера. Этот выбор зависит от психомоторного напряжения предыдущего и последующего упражнений по схеме занятия.
Упражнение на переключаемоеть движений.
Дети становятся в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку Д. Кабалевского «Клоуны» на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга приседает и выпрямляется с подъемом на носки, другая, наоборот, выпрямляется с подъемом на носки и приседает.
Упражнение на устойчивость внимания (импровизация).
Дети идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продол-жают движение. На следующий акцент идущий впереди встает на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не опустятся на одно колено. На следующий акцент первый встает и ходит между детьми, постепенно (на акценты в музыке) собирая их в цепочку.
Упражнение на распределение внимания
Дети (взрослые) стоят по кругу и рассчитываются на первый, второй, третий. Первые идут под музыку Д. Кабалевского «Веселое путешествие» по кругу в правую сторону, одновременно с ними вторые идут налево по кругу. В это же время третьи стоят на месте и хлопают в ладоши. Затем движения меняются: вторые идут направо, третьи налево, первые хлопают. И наконец, третьи идут направо, первые — налево, вторые хлопают. Перемена движений — после каждых 8 тактов ходить четвертями.