Татьяна Кубатко
Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста. Консультация для педагогов
Элементарное музицирование как средство
творческого развития детей дошкольного возраста
Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.
Публикация «Элементарное музицирование как средство творческого развития детей дошкольного возраста, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей дошкольников сказано немало. Метод действительно универсальный, его с успехом используют в работе с детьми разного возраста и в различных видах деятельности: на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, изодеятельности, театрализации и т. д. Элементарное музицирование предполагает комплексный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.
В каких же творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Перечислим наиболее известные и доступные:
- озвучивание стихотворений, сказок;
- озвучивание рассказов о явлениях природы, животных, птицах;
- сочинение собственных рассказов и озвучивание их;
- сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);
- придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира.
Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т. д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания. Другими словами, научить ребенка тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, содержания картины и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, осмысленно подбирая темп, динамику, регистр и тембр звучания. При этом огромную роль играет стиль взаимодействия взрослого и детей, предполагающий творческое сотрудничество, совместный поиск, партнерские взаимоотношения без авторитарного научения и показа способа выполнения того или иного задания. Главный критерий правильности методики работы с детьми—то удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное эмоциональное выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях.
Вот несколько примеров:
Озвучивание стихотворений.
С. Маршак.
АПРЕЛЬ.
Апрель! Апрель! колокольчик, треугольник.
На дворе звенит капель. — глиссандо по металлофонам
По полям бегут ручьи,— глиссандо по металлофонам
На дорогах лужи. — музыкальный молоточек
Скоро выйдут муравьи тихое шуршание
После зимней стужи. — любой звук
Пробирается медведь – трещотки, маракасы
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь – свистульки, дудочки
И расцвел подснежник. Колокольчик
Варианты озвучивания данного стихотворения могут быть разными. Важно предоставить детям возможность самим искать и подбирать тембр, находить ритм и темп исполнения. Необходимо лишь учитывать, что темп чтения стихотворения замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация.
Творческое озвучивание следующего примера может включать также и пластическую импровизацию.
Шла зима, снежком играя, - музыкальный молоточек
В пышной шубе меховой,
Тучи снежные сгребая - шуршащие звуки
У меня над головой.
Мне попал снежок в ладошки - металлофон
Пусть погреется немножко…
Не послушался снежок
И водичкою утек! глиссандо на металлофоне
Движения и жесты побираются по смыслу стихотворения.
В результате таких творческих упражнений дети открывают в себе и других новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества, перенимая находки друг друга.
Вполне допустимо, что взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли или партии могут исполняться несколькими детьми одновременно.
В детской литературе есть множество произведений (например, рассказы В. Бианки, к которым легко подобрать инструментальное сопровождение. Каждый воспитатель может использовать при желании чтение таких рассказов и одновременно их творческое озвучивание при помощи доступных музыкальных игрушек и предметов. Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик и, естественно, будет способствовать лучшему запоминанию содержания произведения, не говоря уже о развитии креативности.
Озвучивание собственных рассказов о явлениях природы.
Например:
Подул свежий весенний ветер. – маракас, погремушка.
Пригнал большие облака.
И из них вдруг закапали
Сверкающие капельки. – металлофон.
Сначала они капали робко, медленно.
Потом быстрее и быстрее. – темп ускоряется.
Их становилось все больше!
Они шумели в ветках деревьев – хлопки по коленям, столу,
По крыше, подоконнику. в ладоши и т. д.
И все вокруг наполнилось
Звуками весеннего ливня! Общий звук.
Озвучивание сказок.
Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами или игрушками. Как и при чтении стихов, сказки могут быть исполнены самым различным способом: на фланелеграфе, при помощи настольного, теневого, кукольного театра, а также непосредственно по ролям.
Самая незатейливая сказка, например, «Курочка Ряба», преображается и вызывает просто жгучий интерес любой (даже взрослой) аудитории.
Жили-были Дед да Баба - шарманка
Да была у них Курочка Ряба:
«Кудах-тах, тах, кудах-тах, тах!» - деревянные ложки.
Снесла Курочка яичко,
Да не простое, а золотое. – металлофон.
Дед бил, бил, не разбил. - деревянные ложки.
Баба били, била, не разбила. - удары чаще.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула, - колокольчик.
Яичко упало и разбилось… - удары по металлофону в сторону высоких звуков, глиссандо и в конце один удар.
Любой вариант обыгрывания сказки интересен всем—и большим и маленьким. Малыши просто слушают сказку в исполнении взрослого, старшие сами уже могут самостоятельно ее озвучивать.
Озвучивание рассказов по репродукциям картин.
Это одно из самых сложных заданий, используется он в основном на занятиях по развитию речи. Например, картина В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
«Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.
Пошли они через поле в лесок. - музыкальный молоточек.
Стали собирать грибы, ягоды, аукаться, – дудочки.
Птичек слушать. - свистульки.
Не заметила Машенька,
как набежали тучи – погремушки.
Потемнело кругом, прогремел гром. - барабан.
Тут посмотрела девочка на небо и ахнула. Взяла своего братца Ванечку за ручку и побежала. - музыкальный молоточек.
Маленький Ванечка скоро устал, заплакал. - румба.
А тучи все сильнее, гром все громче. - усиление звучания барабана.
Тогда схватила сестричка братика, - музыкальный молоточек.
Посадила себе за плечи и
припустилась со всех ног по полю. - ускорение темпа.
Сверкали молнии, шумел ветер,
Гремел гром. - маракас, барабан.
Упали первые капли дождя,
Было страшно! - румба.
Но Машенька не бросила малыша,
Добежала с ним до деревни.
И когда начался ливень, - треугольник.
Брат и сестричка были уже дома. - глиссандо на металлофоне.
Соединение живописи, живого слова и элементарного музицирования вносит элемент сюрприза, игры, позволяет многогранно проявиться детской фантазии.
Придумывание загадок на основе тембра звучащих инструментов.
Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд…Он передает его звучание в определенном ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
Музыкально-дидактические игры, с использование детских музыкальных инструментов.
«Заяц с барабаном».
Цель: развивать ритмический слух детей.
Ход игры: педагог читает стихотворение :
Барабан зайчишка взял,
Лапкой звуки издавал.
Он по-разному играл,
Зайчихе-маме подражал.
Взрослый исполняет роль зайчихи-мамы. Под веселую музыку «Полька» М. Чайкина он на барабане отстукивает простой ритмический рисунок, дети повторяют.
«Кто пришел в гости».
Цель: развивать тембровый, ритмический слух, слуховую память.
Ход игры: дети стоят свободно у стены и, двигаясь к противоположной, поют:
У зайчонка День рождения,
Получил он поздравленья.
Кто пришел, отгадай?
Вова, быстро называй.
Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий. Он называет «гостей», ориентируясь на звуки звучащих поочередно музыкальных инструментов (колокольчики – птички, бубны – медвежата, барабаны – зайчата).
«Тихо вокруг».
Цель: развивать слуховую память, ритмический и тембровый слух.
Ход игры: педагог читает стишок, дети играют на муз. инструментах, соответственно тексту:
Тихо, тихо все вокруг,
Слышен где-то слабый звук.
Колокольчик прозвенел, ложки застучали,
Бубен песенку пропел – тихо все играли.
Приведенные примеры озвучивания стихов, сказок и картин позволяют объединить работу различных специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования и др.
Включать подобные игры-упражнения можно и в занятия, и в программу праздников и развлечений. Особенно хороши подобные игровые задания на совместных праздниках с родителями, когда некоторые роли исполняют взрослые.