Анна Сусарева
Элемент экологической тропы «Метеоплощадка»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка настоящего элемента экологической тропы проведена воспитателем 2 младшей группы детского сада №79 Сусаревой Анной Ивановной. Это я сделала потому, что мне хотелось принять наиболее активное участие в работе детского сада по инновационному направлению «Использование инновационных подходов в организации эколого - оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста». Все необходимые данные черпала из интернет источников.
Описание
Метеоплощадка включает в себя следующие основные составные части:
Публикация «Элемент экологической тропы „Метеоплощадка“» размещена в разделах
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Погода и природные явления
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшее оформление участка» ноябрь 2017
1. Выделенный специально участок местности на территории детского сада;
2. Детская метеостанция.
Краткое описание специального оборудования детской метеостанции :
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.
Термометр - для изменения температуры воздуха.
На метеоплощадке также находятся :
Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.
Дождемер - служит для измерения количества осадков.
Назначение
Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Требования к составным частям
оборудуемого элемента экологической тропинки
Метеоплощадка должна быть оборудована на открытом участке местности, внутри огражденной территории детского сада и обеспечивать свободный подход детей к находящемуся на ней специальному оборудованию. В непосредственной близости от участка не должно быть сооружений и других построек, а также деревьев, которые могли бы препятствовать свободному перемещению воздушных масс и выпадению осадков.
Детская метеостанция должна быть выполнена компактно и позво-лять детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также быть расположена таким образом, чтобы дети могли наглядно наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года.
На фотографии изображена детская метеостанция, которая была разработана в соответствии с указанными выше требованиями и выполнена из доступных материалов.
При этом составные элементы расположены компактно на отдельном металлическом шесте.
В верхней части, по известному в различных изданиях эскизу, изго-товлен и смонтирован флюгер в форме вращающегося на опорной оси «самолетика», который позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.
Флюгером может быть обычная палка. С двух сторон сделаны распилы. С одного меньший-для маленького треугольника, с другой - больший распил, для большого треугольника или любой другой фигуры (материал - фанера, толстый пластмасс, железо и т. д.). Затем положить палку на палец и найти центр тяжести.
Детский барометр, размещенный на некотором расстоянии ниже, вы-полнен на отрезке доски размером 15 х 30 х 2 см (можно больше размером, меньше нельзя)
При этом принцип работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положения в различную погоду.
Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора шкала выполнена в виде рисунков, сделанных акриловыми красками, которые отражают три вида погодных условий:
«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;
«тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности;
«светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоде.
Под барометром размещен купленный в магазине обыкновенный термометр, который позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Месторасположение на шесте выбрано по причине безопасной эксплуатации – на высоте недоступной для повреждения, а как следствие исключающей травмирование детей. Наблюдение за показаниями рекомендуется проводить с подставки под непосредственным контролем воспитателя.
В самом низу конструкции, на специальном кронштейне, прикрепленном неподвижно к шесту, установлен при помощи эластичного крепления (скотч) детский дождемер.
Он выполнен из прозрачного пластикового ведерка (внутри нужно вырезать отверстие, согласно диаметру шеста, и отрезанного от прозрач-ной пластиковой пятилитровой канистры «горлышка» (желательно имеющего круглую форму, а не прямоугольную,и линейки, которую лучше вставить в ведерко. Ведерко и горлышко от канистры скрепить скотчем. Местоположение прибора на шесте выбрано таким образом, чтобы дно ведерка находилось на уровне глаз ребенка.
Дидактические задачи:
1- я задача: обучать детей снятию показаний приборов;
2- я задача: учить определять направление ветра;
3- я задача: предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой;
4- я задача: изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года;
5- я задача: изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с собственными телесными ощущениями;
6- я задача: обеспечение условий для проведения детьми исследова-ний.
Рекомендации
При решении воспитателем указанных дидактических задач, целесообразно в каждой группе вести дневники наблюдений, оформленные таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных.
В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса детей к проведению исследований, методически правильным будет использование воспитателями игровой формы общения посредством чтения тематических стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.