Светлана Полушкина
Паспорт экологической тропы
▼ Скачать +Заказ
Пояснительная записка.
В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа,которая выполняет познавательную,развивающую и оздоровительную функцию.
Экологическая тропа-специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория;маршрут,проходящий через различные природные объекты,имеющие эстетическую,природоохранную ценность,на котором дошкольники получают информацию о них.
Публикация «Паспорт экологической тропы» размещена в разделах
Экологическая тропа включает себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира,видовые ландшафтные композиции,малые архитектурные формы.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами,наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения. При выборе объектов мы стремились к тому,чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность,эмоциональная насыщенность и информационная емкость. Тематика экскурсий,проводимых на экологической тропе различна,и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
Во время прогулок,экскурсий по экологической тропе дети играют,экспериментируют,наблюдают,беседуют со взрослыми,отгадывают загадки,делают выводы,выполняют задания. Свои впечатления об увиденном,дети выражают в изобразительной деятельности. Объекты экологической тропинки можно использовать для познавательного и эмоционального развития детей. В результате у детей развиваются память,речь,мышление. А самое главное-появляется чувство прекрасного,воспитывается любовь к природе,желание ее беречь и сохранять.
Основные характеристики экологической тропы
Виды тропы: экологическая
Местонахождение: г. Москва, ул. Мурановская 11, территория "ГБОУ Школа с углубленным изучением иностранного языка №1412 К-5"
Год закладки: 2017
Состояние тропы: хорошее
Режим пользование: круглосуточный
Назначение:прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;наблюдение за живой и неживой природой,установление простейших взаимосвязей в природе;проведение исследовательской,игровой,театрализованной и других видов деятельности.
Краткое описание границ маршрута:
Добрый Гном-хозяин тропы,на территории детского сада можно увидеть: "Птичий городок","Деревенское подворье",рябину,березу,ель,кусты сирени,пруд,фонтан,метеостанцию,природную лабораторию,огород,цветники,уголок хвойного леса,яблоневый сад.
Цели экологической тропы:
1. Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения,расширения кругозора и оздоровления детей на свежем воздухе
2. Познакомить с разными объектами живой и неживой природы и показать взаимосвязь природы с окружающим миром.
3. Способствовать развитию экологической воспитанности дошкольников:вызывать чувство близости к природе. сопереживание ко всему живому,заботу и бережное отношение к природе.
4. Использовать прогулки по экологической тропе для развития наблюдательности,познавательной и творческой активности дошкольников посредством проведения игр,исследований,наблюдений,театрализованных занятий и других видов деятельности.
Описание объектов на маршруте
1. Добрый Гном педагог обращает внимание детей на фигурку гнома, волшебный сундук. Зачитывает письма гнома детям. Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.
2.«Птичий городок» дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.
Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка» (скворечник, кормушки, фигурки птиц, беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, помогает сформулировать детям правила поведения в «птичьем городке».
3.«Деревенское подворье» дети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, ветряная мельница, фигуры бабушки и дедушки, домашних животных (корова, овечка, свинья с поросенком). Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные»
4. Рябина дети рассматривают все части дерева (ствол, листья, цветы, плоды, наблюдают за изменениями в разное время года, выполняют задания «Разложи по порядку картинки», «отгадайте загадку». Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми о рябине, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека; знакомит с пословицами, поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.
5. Береза совместно с детьми рассмотреть дерево (ствол, листья, ветви, понаблюдать за изменениями в разное время года. Педагог проводит беседы о березе, рассматриваем строение дерева, рост, рассказывает детям о применении в медицине; знакомит с песнями, водит хоровод, читает стихи об этом дереве. Береза русское дерево в других странах растет только в заповедниках.
6. Ель рассмотреть с детьми елочки разного возраста и высоты. Их необычные ветви привлекают внимание детей. Понаблюдать за созреванием шишек и сравнить их внешний вид осенью и весной.
7. Кусты сирени по краю дорожки растут кусты сирени. Этот кустарник распространяет свой аромат на большие расстояния. Очень интересно наблюдать за появлением красивых соцветий весной, а летом он создает тень. Объектом исследования являются и сами небольшие цветочки: дети ищут цветочки по четыре и пять лепесточков.
8. Пруд дети рассматривают искусственный водоем с фигурки лягушки, уток, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями. Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).
9. Фонтандети располагаются вокруг фонтана, наблюдают за движением воды, загадывают желания. Вспоминают свои знания о воде и ее значении для всего живого.
10. Метеостанция здесь находятся флюгер, указывающий направления ветра, вертушку, показывающую силу ветра, осадкометр (посуда для сбора осадков, расположенная под деревом и на открытом участке, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий (дети иногда зарисовывают свои наблюдения). Дети изучают и наблюдают явления природы (осадки, направление ветра, пользуются простыми приборами, помогающими определять погоду, Дети имеют возможность наблюдать интересные явления: в сырую погоду шишки закрываются, в жаркую, сухую открываются; в сырую погоду ветки у ели опускаются, в сухую, жаркую поднимаются. Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагает сделать отметки в календаре погоды.
11. Природная лаборатория объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал, необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей. Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т. п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.
12. Огород дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (кабачки, огурцы, помидоры, капуста, лук, салат и др.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая). Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывает о том, как человек ухаживает за растениями, об инструментах, необходимых для этого; помогает сделать выводы о взаимосвязи состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
13. Цветники дети рассматривают цветы (тюльпаны, нарциссы, розы, бархатцы и др., наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом. Педагог беседует с детьми о цветах, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях.
14. Уголок хвойного леса объект включает специально высаженные туи, полянку с лавочкой, обитающих здесь насекомых (муравьи, червяки и др.) Дети рассматривают и наблюдают за деревьями и травами, сравнивают их, отыскивают различных насекомых в траве, отдыхают, сидя на скамейке и вдыхают нежный аромат, собирают природный материал для поделок (листья, шишки и т. д.)
Педагог беседует с детьми об обитателях леса (растениях, животных, насекомых, загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу, организует словесные и подвижные игры. («Угадай дерево», «Я знаю пять названий животных/ насекомых леса» и т. д.)
15. Яблоневый сад здесь дети с педагогом знакомятся с плодовыми деревьями, плодами, уточняют названия, форму, цвет, вкус плодов. Собирают урожай, устанавливают связь между состоянием растений и условиями погоды, выявляют причины происходящего. Дети играют в дидактические и подвижные игры соответствующие возрасту.