светлана кожихова
Проект экологической тропы «Экоцарство Василисы»
▼ Скачать + Заказать документы
подготовительной логопедической группы №1
«Экоцарство Василисы»
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы 6-7 лет,
воспитатели, родители.
Актуальность проекта
В наше время мало уделяется внимания знакомству детей с живой и неживой природой. Поэтому мы считаем, что важнейшим средством экологического воспитания на сегодняшний день является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Публикация «Проект экологической тропы „Экоцарство Василисы“» размещена в разделах
- Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема проекта
Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, а ведь дошкольное детство - это период бурного роста и интенсивного развития ребёнка, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижение первых семи лет - становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в нашем детском саду возникло желание изменить уже сложившуюся среду, придать индивидуальный облик территории детского сада за счёт создания экологической тропы.
Вид проекта
Исследовательский, познавательно-творческий, долгосрочный.
Срок реализации проекта
март 2017-июль 2017
Гипотеза
Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе, поможет понять взаимосвязи всего живого. Экологическая тропа позволит более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.
Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
Задачи:
• формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;
обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
• формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
• познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
• способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края;
• воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины;
• повысить экологическое просвещение родителей; способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
• объединить усилия родителей и воспитателей по благоустройству участка;
Предполагаемые продукты проекта (объекты тропы)
1. «Цветочная корзина Василисы».
2. Зеленые грядки «Во саду ли в огороде у царя Федота».
3. Фитогрядка с чудесами «Аптека Бабульки-Ягульки».
4. Птичья столовая «Угощения Василисы».
5. Медовое кафе «У тетушки липки».
6. Деревья – наши друзья «Парк Василисы»
(липа, клен, туя, ольха, сосна)
7. «Муравьишкин домик».
8. Озеро с лилейниками и лебедями «Владения Царевны-Лягушки».
9. Дорожка здоровья ежика Фыра.
10. Лавочка – отдыхалочка.
Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта : март 2017- июль 2017
1этап: Подготовительный (март 2017)
1. Анализ работы по экологическому воспитанию.
2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Детальное обследование прогулочного участка и выделение наиболее интересных объектов.
4. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.
5. Подготовка материалов необходимых для изготовления объектов экологической тропы.
6. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - сказочного персонажа.
7. Составление паспорта всех объектов тропинки.
8. Предложить родителям принять участие в разработке маршрута и изготовлении объектов для экологической тропы.
2 этап: Основной
1. Проведение последовательных мероприятий по маршруту экологической тропы;
2. Изготовление фигурок и объектов для экологической тропы;
3. Изготовление гербариев: «Лекарственные травы», «Цветы», «Листья»;
4. Выбор объектов для проведения ОД.
3 этап: Заключительный
Определить результаты проектной деятельности
В состав экологической тропинки входят такие объекты, как:
Экологическая тропа – это сказочное царство Василисы Прекрасной, где ребят встречают герои сказки «Царевна-лягушка», все экологические объекты находятся во взаимосвязи друг с другом.
1. Информационный центр «Для вас родители».
Используя различные формы работы с родителями, мы пришли к выводу, что одним из эффективных направлений работы с родителями является наглядно-информационное. Заходя на территорию детского сада, родителей, встречает мудрая Совушка, которая живет, на информационном столбе, делясь со всеми полезной информацией. Такой информационный стенд позволяет в доступной форме донести до родителей любую информацию. Тематика стендов разнообразна, динамична, меняется в зависимости от времени года.
2. «Цветочная корзина Василисы».
Помогает уточнять представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строения, способа ухода, условий роста.
3. Зеленые грядки «Во саду ли в огороде у царя Федота».
Представляет собой мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями. Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
4. Фитогрядка с чудесами «Аптека Бабульки-Ягульки».
Аптекарский огород мы создали для того, чтобы показать детям разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности. Дети знакомятся с этапами роста и созревания растений-целителей, закрепляют знания об их ценности для здоровья, учатся правильно собирать и сушить травы "зеленого царства".
5. Птичья столовая «Угощения Василисы».
Позволяет знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательные способности дошкольников;
6. Медовое кафе «У тетушки липки».
Знакомит детей с жизнедеятельностью пчел, внутренним строением их жилища – ульем.
7. Деревья – наши друзья «В лесу у Василисы» (липа, клен, туя, ольха, сосна).
Развивает интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.
8. «Муравьишкин домик».
Помогает углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям. Муравьи - животные барометры, активно помогают предсказывать погоду. Так, муравьи за несколько часов узнают о приближении ненастья, готовятся к нему: прячутся от дождя, плотно закрывая почти все "двери" своего дома.
9. Озеро с лилейниками и лебедями «Владения Царевны-Лягушки».
Дает возможность для организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.
10. Дорожка здоровья ежика Фыра.
Способствует развитию здоровья детей, формирует устойчивую привычку к режиму двигательной активности.
11. Лавочка – отдыхалочка.
Это любимое место для отдыха и проведения развлечений. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы.
В перспективе:
продолжение экологической тропы в Стенах Детского сада, создание метео-лабороатории.
В результате реализации проекта :
• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.
Вывод:
оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.
Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются: ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.