Людмила Казагашева
Паспорт экологической тропы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Жаворонок»
ПАСПОРТ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ТРОПЫ
Разработчики: Воспитатели: Берестень Ульяна Сергеевна
Казагашева Людмила Викторовна
г. Абакан, 2017 г.
на территории МБДОУ «Детский сад «Жаворонок»
Публикация «Паспорт экологической тропы» размещена в разделах
Цели и задачи составления экологического паспорта :
1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме
экологического образования.
2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.
3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.
4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.
5. Составить перспективу развития экологического образования ДОУ.
6. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.
7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.
8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.
Экологическая тропа-это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания.
Во время движения по экологической тропе воспитанники получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях.
Экскурсия по экологической тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций.
Воспитанники экологических троп имеют возможность непосредственного общения с природой и наблюдения за животным и растительным миром в естественных условиях. Это дополняется визуальной информацией на стендах и указателях, которые установлены на маршруте, а также рассказом воспитателей.
Воспитывая детей, мы должны уделять особое внимание следующим вопросам:
• пониманию самоценности природы;
• осознанию ребенком себя как части природы;
• воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
• формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
• пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
• пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;
• формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды ( например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);
• формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
• развитие познавательного интереса к миру природы;
• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства к объектам природы;
• формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
• формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и
многообразие значений природы, ценность общения с природой);
• освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
• формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
• формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Общие задачи:
• Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.
• Формирование первых представлений о существующих в природе взаимосвязях.
• Воспитание экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
• Развивающая задача экологической тропы состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности.
• Воспитательная задача состоит в воспитании любви к природе, развитии экологической культуры. Любовь к природе не приходит сама собой ее нужно пробудить. И здесь особенно важен опыт непосредственного общения детей с природой.
• Проводя наблюдения на экологической тропе, дошкольники познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой
природы лежит в основе осознанного экологически правильного поведения.
• Участие в общей работе по созданию и благоустройству экологической тропы приучает детей к труду, развивает у них чувство ответственности и бережное отношение к плодам своих и чужих рук.
• Это экскурсии, исследования, отдых.
• Постройка новых поделок для игр детей.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе детского сада :
–Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
–Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
–Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
–Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
–Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
–Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
–Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе :
•взросло-детские проекты;
•изготовление поделок, рисунков;
•субботники по облагораживанию территории детского сада;
•участие в конкурсах;
•фотовыставки;
•изготовление экологической газеты;
Экологическая тропа «Путешествие гусеницы Алиски»
Место нахождения: Республика Хакасия, город Абакан, улица Крылова 83, МБДОУ «Детский сад «Жаворонок»
Тропа расположена на территории детского сада «Жаворонок».
Назначение тропы :
тропа рассчитана для экологического воспитания детей с трёх до семи лет. Выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Краткое описание маршрута. Обследовав территорию детского сада, выделили наиболее интересные объекты для наблюдения.
1. Гусеница Алиска
2. Белочкина дачка
1) Лук
2) Капуста
Дети рассматривают мини-грядки с овощными культурами (капуста, лук.) наблюдают за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, сбор урожая)
3) Лебедь
4) Пруд
Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, насекомыми, рыбами, живущими в воде, наблюдают за изменениями живых объектов природы, отгадывают загадки, связанные с прудом и его обитателями. Педагог, используя иллюстративный материал беседует с детьми об обитателях пруда (растения, животные, насекомые).
3. Домашние животные
Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформулировать понятие «домашние животные»
4. Цветы
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений. Развивать чувство восхищения красками природы и уважения к кропотливому труду людей.
Обратить внимание на различные сроки цветения растений в клумбе и выявить их причины. Учить создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.
Исследователи считают, что растения наделены чувствами, интеллектом, обладают памятью, чувством времени, могут различать цвета и общаться между собой или предостерегать друг друга. Они умеют распознавать угрозу, дрожат от страха, могут звать на помощь; способны взаимодействовать друг с другом и другими живыми существами на расстоянии, различают настроение и намерения людей; излучение, испускаемое ими может быть зафиксировано датчиками. Они не могут убежать в случае опасности. Им приходится быть внимательнее и следить за тем, что происходит вокруг них.
Как можно объяснить то, что одни цветы и растения хорошо себя чувствуют и радуют нас своим цветением, а другие, самые неприхотливые через неделю поникают? Почему некоторые люди особенно благотворно влияют на растения? Растения, как оказывается, реагируют на людей, на шум и другие явления, но вот каким образом -
это остается загадкой. Они реагируют, когда люди любуются ими, хвалят.
5. Улей
Познакомить, где живут пчелы, что они производят, польза и т. д.
Заключение.
Во время путешествия по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!