ТАТЬЯНА ТРУФАНОВА
Электронные образовательные ресурсы на занятиях изобразительного искусства в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Практика работы в ДОУ показала, что информационные технологии, как правило, предназначены для эффективной организации методического взаимодействия между участниками образовательного процесса и этими технологиями для визуализации образовательного процесса, усиления интеллектуального и эмоционального потенциала воспитанников. Сейчас разработано огромное количество электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по различным образовательным областям. С каждым годом все больше воспитателей трудятся над их разработкой, в том числе и по изобразительному искусству.
Темочки:
Основная цель ЭОР по изобразительному искусству с помощью воспитателя или родителя помочь дошкольникам на занятиях и в домашних условиях изучить основы рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, приобрести навыки рисования по памяти или по представлению, развить моторику рук и др. Занятия становится ярче, нагляднее, привлекая внимание воспитанников.
На занятиях изобразительного искусства результат напрямую зависит от наглядности подачи информации, от ее увлекательности и необычности. Детям всегда интересно открывать для себя что-то новое, особенно в ДОУ. Эту познавательную активность детей надо обязательно подкреплять, поддерживать, и в этом состоит задача педагога. Дошкольники всегда с интересом реагируют на динамичный показ иллюстративного материала, на видео съемки работы художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, аудиозаписи и другие наглядные средства.
В соответствии с возрастными возможностями детей воспитатель мо-жет с помощью современной проекционной аппаратуры передать не только качественное изображение известного произведения живописи мировой художественной культуры, но и разглядеть в нем каждый штрих или живописный нюанс.
С помощью ЭОР можно формировать у детей способности оценивать окружающее предметное пространство по естественным законам красоты, развивать творческое воображение, способность видеть новое в привычном, одухотворять явления жизни и искусства, умение не только встать на позицию другого человека, но и оценить возникшую ситуацию с собственной точки зрения. Все это базируется на таких творческих видах деятельности, как живопись, декоративно-прикладное искусство, ху-дожественное конструирование, соответствующих образу природы ре-бенка, природе художественного творчества по естественным законам красоты.
Возрастные особенности детей говорят о том, что они любят играть со всем, что их окружает. Мир изобразительного искусства для них тоже игра. Поэтому ведущей формой организации образовательной деятельности ребенка - дошкольника должна быть направленная сюжетная игра, через которую дети более эмоционально и естественно могут решать образовательные задачи.
Такой методический подход может опираться на способности детей визуально воспринимать информацию с помощью, например, героя игры. Например, в нашей практике ДОУ при выполнении заданий по рисунку используется образ волшебного карандаша - Карандулика, который дает советы детям - как рисовать листья, деревья, овощи, фрукты и многое другое простыми и цветными карандашами, фломастерами, тушью и восковыми мелками. Ожившие на экране «Волшебные краски», «Праздник радуги», «Ягоды, овощи, фрукты», «Первый снег», «Удивительные прогулки» и др. помогут детям эмоционально и активно освоить цветовую гармонию живой природы и предметной среды, красоту цвета и тона. Занятия «Точка, линия, штрих», «Упражнения с Карандуликом», «Наши друзья-животные», «Изобразительные материалы», «Простые геометрические формы» и др. в доступной и привлекательной форме содействуют изучению изобразительной грамоты, формообразования, признаков объемной формы во взаимодействии с пространством, свойствами материалов и др. [1].
Динамичный и почти «живой» герой, выступающий в роли помощника, погружаясь в мир игры, вместе с красавицей Кисточкой знакомит не только со специальными художественными терминами, но и различными приёмами изобразительной работы [2].
Для создания чувственного и эмоционального самовыражения детей с помощью цветовой гаммы, свойственной определенному времени года (осень, зима, весна, лето, красочные иллюстрации и мультимедийные фрагменты должны иметь ярко выраженную направленность на активиза-цию личностного отношения к объекту изображения, к окружающему миру природы с одновременным расширением и формированием эстети-ческих и нравственных чувств ребенка.
Все это воспитатель в традиционной форме не имеет возможности применить к каждому воспитаннику в группе. Иначе образовательный процесс будет растянут на десятилетия или же придется каждому ребенку выдавать персонального воспитателя.
Усиление познавательной активности и творческого воображения де-тей может осуществляться за счёт использования в ЭОР ярких образов, представленных литературными и художественно-изобразительными произведениями. Народные сказки, потешки, песенки, стихи известных поэтов должны дополнять традиционное тематическое рисование.
Учитывая, что у детей дошкольного возраста еще небольшой эмоциональный и жизненный опыт в ЭОР, то все задания должны быть
построены по принципу «от простого к сложному», главное, интуитивно
понятными. Каждый вид деятельности детей должен учитывать ранее
приобретенные знания и умения, а также индивидуальный образовательный вектор. При этом воспитатель может использовать ЭОР по своему
усмотрению. Он может демонстрировать только иллюстративный ряд ресурса, может включить звуковое сопровождение, может дополнить компьютерную версию ресурса видеороликами из Интернета, заранее подобрав соответствующее по теме занятия.
Формирование у дошкольников навыков изобразительного творчества с использованием ЭОР позволяет сделать занятие более интересными за счет демонстрации на экране компьютера последовательности выполнения практических заданий по различным видам изобразительной деятельности, позволяя собственную интерпретацию задания. Это важно именно для детей, у которых содержание обучения осваивается за счет формирования навыков [3].
Формирование у дошкольников основ изобразительного искусства с использованием ЭОР не должно сводиться к узко технической стороне этого вопроса. Визуальное освоение языка художественной выразительности в данном случае должно выступать не как самоцель, а как средство создания у детей художественного образа и передачи эмоционально-творческого отношения к миру и окружающей предметной среде, формируя нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Можно с уверенность утверждать, что ЭОР является универсальным средством обучения изобразительному искусству, поскольку может
объединить в себе всевозможные способы образовательной деятельности. Причем, ЭОР на занятиях по изобразительному искусству гармонично дополняет традиционные методы на всех его этапах: ознакомление, тренировка, применение и контроль, разумеется, с учетом возрастных возможностей воспитанников. Именно на таких занятиях современные дети по-новому знакомятся с компьютером, который уже воспринимается не как средство, предназначенное для игры, а как средство для обучения.
А это влечет за собой проявление интереса к самостоятельной работе, приобщения и личной заинтересованности к прекрасному миру искусства, открывая новые горизонты для фантазии и творчества.
Список литературы
1. Катханова Ю. Ф. Изобразительное искусство для детей. 1-4 классы. - 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=14910
2. Катханова Ю. Ф. Изобразительное искусство : рабочая тетрадь. 1^- класс. В 2 ч. / Ю. Ф. Катханова, А. И. Васильев. - М. : Владос, 2014.
3. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М. : Академия, 2006.