Приложение МААМ

Элективный мутизм: проблема, подходы, развивающие технологии

Ольга Игоревна Тамахина
Элективный мутизм: проблема, подходы, развивающие технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Элективный мутизм - это полное или частичное отсутствие речевого общения с окружающими при сохранной способности говорить и понимать речь. Рассматривается как проявление своеобразного невроза либо под влиянием психической травмы, либо как особенность личностного реагирования у детей с определенным складом характера.

Элективный мутизм не является ОВЗ, но заключение достаточно редкое: его частота во всей популяции детей и молодежи составляет в среднем 0,02%, у девочек встречается примерно в 2 раза чаще, чем у мальчиков.

Возможные причины возникновения:

- сильная привязанность к матери

- тревожность

Публикация «Элективный мутизм: проблема, подходы, развивающие технологии» размещена в разделах

- личностные особенности реагирования

- определенный склад характера

- психологическая травма

- наследственность

- родовые травмы, недоношенные дети

- неблагоприятный (неспокойный) климат в семье: конфликты, разводы, переезды

Существует ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогу-психологу в работе с данными детьми:

• длительность коррекционно-психотерапевтического воздействия (иногда до нескольких лет);

• низкая мотивация на избавление от мутизма у родителей и самого ребенка;

• недостаточная включенность членов семьи в процесс психологической коррекции.

Направления работы педагога-психолога и воспитателей ДОУ:

- выявление имеющихся у ребенка психологических ресурсов, склонностей и интересов

- развитие познавательной сферы

- повышение уровня активации детей, их потенциального энергетического уровня

- развитие крупной и мелкой моторики

- развитие пространственных навыков

- развитие тактильной чувствительности

- развитие эмоциональной сферы

- снятие эмоционального напряжения

- регуляция мышечного тонуса

- развитие навыков адекватного социального поведения, принадлежности к группе.

Правила, которые необходимо использовать всем специалистам и воспитателям при взаимодействии с категорией детей с элективным мутизмом :

не требовать разговаривать напрямую

не разговаривать за ребенка

не спрашивать ребенка и воспитателей (в его присутствии, разговаривает ли он («табу-тема» для родителей и воспитателей)

Для успешной коррекционной работы необходимо использовать следующие приемы:

• Участие в коллективных играх

• Создание ситуаций успеха

• Использование системы вознаграждений, принуждения и вдохновления

• Режим молчания («заражение» мутизмом членов семьи)

речевое взаимодействие должно быть постепенным: начиная с кивка головы, звуков, односложных ответов, постепенное вовлечение др. участников общения (при этом не забываем про правила)

Таким образом, акцент в работе делается на развивающих технологиях, которые явно не требуют от ребенка речевого контакта:

Дыхательная гимнастика

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям очень сложными, регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к улучшению кровообращения, общему оздоровлению, ликвидирует неврозы. А данный диагноз непосредственно связан с неврозами.

Пальчиковая гимнастика как известно, хорошо стимулирует развитие речи.

Возможно использование пальчиковой гимнастики под музыку. (комплекс Яртовой Н. В.)

Су-джок терапия

Используется с целью общего укрепления организма, для улучшается психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, и тактильной стимуляции, развития мелкой моторики пальцев рук.

Методы и приемы:

Взаимодействие со сказочным персонажем. (ребенку предлагается поиграть в сказку)

Словесные приемы (потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки)

Мышечная релаксация основана на поочередном напряжении и расслаблении мышц лица, плеч, туловища, рук и ног.

Мышечное расслабление влияет на функции центральной и периферической нервной системы, стимулирует резервные возможности коры мозга, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка. Благодаря упражнениям снимается напряжение с отдельных частей тела или со всего тела, что вызывает уменьшение эмоционального напряжения.

Музыкотерапия. В качестве музыкотерапии для релаксации детей дошкольного возраста оптимально подходят классическая музыка и акустические композиции, имитирующие звуки природы: дождь, шум леса с птичьими трелями, морской прибой. Возможно использование музыкотерапии в комплексе с другими технологиями : песочная, мышечная релаксация и во время сна.

Арт-терапия: лепим из пластилина рисуем красками. Иными словами терапия творчеством. Главная задача дать ребенку с подобными особенностями самовыражаться и возможно найти какие-то склонности и даже таланты. Когда работаем с пластилином используем такие приемы, как узнавание на ощупь фигурок животных и др., т. е. развиваем и тактильную чувствительность.

Песочная терапия помимо всех плюсов оказывает благоприятное влияние и на стабилизацию нервной системы. Вариантов использования множество: рисуем на песке, песком, создаем композиции с добавлением дополнительных элементов (камней, игрушек, растений, работаем с влажным песком.

Групповые игры без слов (для непосредственного использования воспитателями)

«Море волнуется раз….»

«Ритм по кругу»

«Слепой скульптор»

«Зоопарк»

«Хлопки»

«Показ стихов»

Упражнения для развития пространственных представлений

Графические диктанты

Копирование нарисованных фигур разной степени сложности

«Найди клад»

«Зеркало»

«38 попугаев»

Критериями результативности коррекционно-развивающей работы являются :

1. благоприятное эмоциональное состояние

2. наличие речевого контакта у ребенка со сверстниками и воспитателем

Публикации по теме:

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств у ребёнка Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений. Интерес к.

Метопредметность в ДОУ (Игровые развивающие технологии) Метопредметность в дошкольном образовании Е. В. Хохлова МБДОУ "Детский сад №37 "Колокольчик", воспитатель Ведение метопредметного подхода.

Проблема формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Формирование здорового поколения – одна из главных задач развития страны. Сегодня главное направление государственной политики в области.

Проблема и профилактика агрессивности в межличностных отношениях дошкольников Проблема и профилактика агрессивности в межличностных отношениях дошкольников Астанакулова П. В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Проблема навязчивых действий в дошкольном возрасте «Почему медвежонку можно сосать свою лапку, а мне нельзя?» (Карина К., 4 года) Да, страхи - это ступеньки детства. А вредные патологические.

Статья «Проблема саморегуляции педагогов» В настоящее время все более ускоряется темп развития российского государства и общества, на ряду, с этим возрастают и требования к способностям.

Проблема внедрения новых ФГОС для технического профессионального образования Проблема внедрения новых ФГОС Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения открывает качественно.

Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Среди проблем неполных семей особенной острой предстает проблема ее функционирования.

Проблема социализации ребенка средствами искусства и игры УДК 372.3 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА И ИГРЫ © 2014 И. В. Груздова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Здоровьесберегающие технологии. «Развивающие игры в сухом бассейне»Здоровьесберегающие технологии. «Развивающие игры в сухом бассейне» «Развивающие игры в сухом бассейне"подготовка проекта. Демченко Е. Б. Актуальность: У нас появился сухой бассейн. В яркие «волны» из шариков.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Элективный мутизм: проблема, подходы, развивающие технологии
Опубликовано: 21 апреля 2016 в 14:23
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Элективный мутизм: проблема, подходы, развивающие технологии» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Игоревна Тамахина (УИ 489457) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД