Татьяна Юрченко
Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье.
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье. Среди проблем неполных семей особенной острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей, «Семья с одним родителем» - собирательный термин, охватывающий различные типы семей и семейных обязательств. Семьи, возглавляемые матерями, не похожи друг на друга. У некоторых выше риск бедности, некоторые семьи имеют больше возможностей для получения социальной помощи. Одиночное материнство в настоящее время - четко установленный феномен, который, вероятно, сохранит значение, даже если скорость его распространения замедлится. Дети, проживающие в неполных семьях, часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как развод родителей, жизнь в конфликтной семье и т. д. Все это, естественно, негативно складывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Издержки воспитания детей в неполных семьях связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Как отмечает социолог Калабихина И. Е., преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависимых от пособий». Бедными считают себя семьи, в которых доход на одного члена семьи ниже стоимости потребительской корзины. «Зависимыми от пособий» являются семьи, где социальные пособия составляют более 25% семейного бюджета. Размер составляет менее 20 американских долларов в отличие от развитых стран, где жизнь на эти пособия лишь незначительно влияет на снижение материального положения семьи. В среднем по регионам России среди неполных семей доля бедных семей составляет 60,9%, а доля «зависимых от пособий» - 18,9% от их числа. Учитывая, что неполные семьи преимущественно материнские, дополнительную угрозу им представляет политика занятости в стране, когда женщины вытесняются с рабочих мест на биржу труда или в сферу низкооплачиваемых бюджетных учреждений.
Публикация «Проблема воспитания и социализации детей в неполной семье,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Следующая характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья детей. Ученые-педиатры, исследующий уровень здоровья детей, пришли к выводу: дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме. При этом специалисты связывают неблагополучные показатели здоровья детей не только с влиянием стрессов развода, сколько с послеразводной адаптацией матери, требующей от нее выполнения, прежде всего функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики также отмечают существенные различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной, которые определяются наличием в неполной семье вредных привычек курения, употребления алкоголя, социально-бытовой жилищной неустроенностью, несоблюдением гигиенических норм жизни, самолечением и необращаемостью к врачам в случае болезни детей и т. п. Таким образом, специфический образ семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе детей.