Мария Сергеева
Статья «Проблема саморегуляции педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проблема саморегуляции педагогов»
В настоящее время все более ускоряется темп развития российского государства и общества, на ряду, с этим возрастают и требования к способностям человека. В современном мире человек должен быть образованный – обладать высоким уровнем интеллекта, мобильным, коммуникабельным, конкурентоспособным. Но при активном росте интеллектуальных способностей, человек не испытывает достаточного объема физической нагрузки, которая бы уравновешивала психоэмоциональную сферу личности. При таком дисбалансе и активном жизненном темпе часто возникаю психические расстройства, которые в последствия могут стать причиной нарушений функционирования организма, а так же.
Публикация «Статья „Проблема саморегуляции педагогов“» размещена в разделах
Важный фактор, влияющий на психологическое здоровье человека – его профессиональная деятельность. Профессия педагога сложна – ее публичность, высокая степень ответственности за здоровье, воспитание, обучение и развитие детей (тем более в условиях реализации ФГОС) часто обусловливает эмоциональную напряженность специалиста, тревогу и беспокойство, появление у него состояний, деструктивно влияющих на личность и характер профессиональной деятельности. Во избежание, нарушений в психоэмоциональной деятельности педагога существуют разнообразные способы саморегуляции.
Проблема изучения закономерностей формирования саморегуляции, управления человеком собственным поведением является в психологии одной из наиболее фундаментальных задач. В современной психологической науке ее разработка ведется во многих теоретико-прикладных направлениях. К. А. Абульхановой- Славской, В. А. Иванникова, О. А. Конопкина, В. И. Моросановой, А. Н. Леонтьева, В. Д. Шадрикова, Я. А. Пономарева и др.
Формирование знаний о способах самостоятельного регулирования педагога является профессионально значимой задачей. Информировать о приемах саморегулирования должны при профессиональной подготовке кадров. Психолого-педагогические исследования (Лосавио О. В., Прохоров А. О., Хохлов С. И., Чебыкин А. И. и др.) показывают, что значительная часть педагогов не владеет приемами саморегуляции. Особенно незнание способов саморегуляции характерно для молодых педагогов. По данным А. Я. Чебыкина, около 50% специалистов испытывают трудности в регуляции собственных состояний. [1]
Существуют разнообразные способы саморегуляци для педагогов, которые способствую улучшению настроения, а вместе с тем состояния здоровья, так же созданию благоприятного климата в коллективе:
1. Способы, основанные на волевом регулировании состояний, действий, поступков субъекта. К ним относят – метод создания установки, самовнушение, самоприказ, самоутешение, переключение, отключение, самоанализ, приемы логики, рассуждения, рационализации, речевая разрядка и другие.
2. Игровые способы, состоящие в проигрывании педагогом в позиции другого субъекта разных условий и ситуаций профессиональной деятельности;
3. Физическая нагрузка (спортивные игры, упражнения и др.)[1.]
4. Аутогенные тренировки - Методика аутогенной тренировки (аутотренинга, АТ) основана на применении мышечной релаксации, самовнушении и аутодидактике (самовоспитании). [3]
5. Саморегуляция по средством внешних проявлений (мимика, жесты, речь, дыхание, движения).
Данные способы саморегулирования могут применяться как самостоятельные, так и в различных сочетаниях. Для успешной реализации саморегуляции необходимы сознательность и активность овладения, уверенность в эффективности применяемых приемов и своих способностях, готовность к постоянному самосовершенствованию и самоконтролю.
Литература:
1. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. / В. И. Моросанова; Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. — М. : Наука, 2010. — 519 с.
2. Учитель, владей собой! Формирование психологической установки профессиональной деятельности учителя как одной из характеристик человеческого фактора: Метод. рекоменд. / Сост. Р. И. Хмелюк и др. - Одесса, 1986.
3. https://ru.wikipedia.org