МААМ-картинки

Проблема навязчивых действий в дошкольном возрасте

наталья Данкина
Проблема навязчивых действий в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

«Почему медвежонку можно сосать

свою лапку, а мне нельзя?»

(Карина К., 4 года)

Да, страхи - это ступеньки детства. А вредные патологические привычки? Нет, не курение и не алкоголизм, конечно. Сосание большого пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец. Какие-то навязчивые движения и действия, похожие на ритуалы. О чем они свидетельствуют и говорит? Серьезно ли это?

Публикация «Проблема навязчивых действий в дошкольном возрасте» размещена в разделах

— Он просто у меня ненормальный какой-то, - уже несколько минут жалуется мать, гневно посматривая на ревущего малыша. - Три гада исполнилось на той неделе, а он, как маленький, сосет палец. Сколько я ему говорила, сколько я ему обменяла. Все понимает, а делает мне назло. Недаром я не хотела иметь детей. Одни лишь хлопоты и недоразумения.

Такая мама может жаловаться еще хоть несколько часов, но двух последних фраз ее достаточно, чтоб выявить причину навязчивой привычки у ребенка.

Он нежеланный и нелюбимый - и это главный вой механизм. Любой малыш интуитивно чувствует даже завуалированную нелюбовь. А если явное неприятие? Наверное, нашего воображения не хватит на то, чтобы представить, как страдает ребенок, какие переживания беспокоит его. И он невольно находит достойное успокоительное средство, и это средство – сосание пальца. И, очевидно, здесь кстати вспомнить исследование, где обнаружено, что даже до рождения ребенка при неблагоприятном течении беременности у матери беспокойств плода выражается сосанием пальца. Присмотритесь к Вашему малышу в эти моменты: он как будто бы забывается, прикрывая глаза, отключаясь от внешнего мира и даже причмокивая от удовольствия, словно испытывает блаженство.

Сравните такое состояние ребенка с тем, в каком Вы привыкли видеть его еже-дневно: неторопливый «копуша», вечно тосклив, вечно печален, вечно серьезен, не улыбнется даже, а не то чтобы высказать удовольствие. И вдруг такая метаморфоза. Притворщик, что ли?

Нет, не притворщик, - просто способ самозащиты и утверждения своего «я».

Как неудовлетворенный инстинкт сосания, привычка сосания пальца уже проявляется с трех месяцев жизни, когда очень выражена потребность ребенка в сосании и он уже так управляет движениями, что может попасть пальчиком в рот. обычно к году все это проходит. Когда же привычка не исчезает в указанный срок, перешагнув из раннего в дошкольное детство или исчезнув, возникнет вновь после трех лет - эго сигнал дискомфорта ребенка. Что-то его беспокоит, что-то не ладно, что-то не так.

Если ребенок к тому же впадает в младенчество (частично утрачивает приобретенные навыки, более детской становится речь, - это свидетельство явного неблагополучия, что-то жестоко травмирует психику малыша.

Что же способно травмировать психику, если ребенок как будто желанный?

Прежде всего, отсутствие ласки и теплоты при общении с ним, ссоры родителей, их конфликты, разводы, предоставление малыша самому себе. Дефицит детского общения и игрушек, строгость родителей, их постоянные «нельзя». И самое главное, если в семье есть алкоголик.

Этим детям сосание пальца компенсирует недостаток внимания; уменьшая их одиночество и неразделенность чувств.

Не переживайте, что эта привычка отразится на прорезывании постоянных зу-бов. К. моменту прорезывания зубов она, как правило, исчезает.

Вы позаботьтесь лучше, чтоб малышу было радостно жить.

В основном сосут пальцы ослабленные болезнями дети, с частыми простудными заболеваниями, глистными инвазиями, кишечными инфекциями и невропатией. При алкоголизме родителей предпосылкой этой привычки может быть минимальная мозговая недостаточность.

Дети могут сосать не только палец, но и угол одеяла, а также другие попадаю-щие под руку вещи, правда, обычно одни и те же. Одновременно с сосанием пальца многие малыши делают и еще какие-нибудь навязчивые движения (гладят уши, ковыряют в носу, «шмыгают носом», облизывают губы и т. д.). Очень часто эти движения закрепляются по типу образования условных рефлексов. Например, повторяющийся по несколько раз в год насморк переходит в привычку «шмыгать носом», а часто пересыхающие губы - к облизыванию их. Чем старше ребенок, тем явственнее и момент подражания.

Иногда волнует родителей и привычка грызть ногти. Она редко бывает в 3 года, появляясь чуть позже. Появление этой привычки - признак нервности и беспокойства. Ногти «сами» грызутся и «сами» кусаются, дети даже не знают «когда». А «когда» - это или волнение, или же возбуждение, приносящее беспокойство.

Разговор, выступление, ожидание, просмотр фильма - все тревожащее ребенка может сопровождаться грызением ногтей, особенно в тех случаях, когда малыш честолюбивый, а мама с папою в нем видеть «вундеркинда», перегружая интеллект его. И этим более усиливая, нервное напряжение ребенка, превращая все в заколдо-ванный круг. С одной стороны, родители возмущены «дурной» привычкой дошкольника и требуют ее прекращения, с другой – своими непомерными притязаниями культивируют ее. И все это ложится на хрупкие плечи ребенка. кто прав здесь и кто виноват?

КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, имеющим патологические привычки.

Попытаться помять его.

Не сердиться.

Поддержать веру в себя.

Успокоить и объяснить, что все это пройдет.

Лишний раз похвалить и отвлечь от всех мрачных мыслей.

Не ругать, не наказывать.

Сделать жизнь приятной, а главное — полюбить его.

Придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игру, например в парикмахерскую, но где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и не влажными пальчиками.

Разнообразить игрушки.

Наладить его детские контакты.

При грызении ногтей, сверх этого, уменьшить интеллектуальные перегрузки.

Исключить на время возбуждающие мероприятия, вплоть до просмотра запаздывающих фильмов и чтения страшных сказок.

КАК НЕ НАДО вести себя родителям с ребенком, имеющим патологические привычки

Раздражаться и злиться на него.

Пытаться эту вредную привычку запретить и переломить ребенка.

Постоянно контролировать и угрожать.

Наказывать.

Забинтовывать пальчики или мазать их неприятными веществами.

При грызении ногтей разжигать честолюбивые мотивы.

Всегда и постоянно во всем подчеркивать свою нелюбовь.

Публикации по теме:

«Проблема воспитания патриотизма в дошкольном образовании». Статья из опыта работы В настоящее время наше государство выражает явную обеспокоенность состоянием духовно-нравственного и патриотического воспитания в нашей.

Психологические особенности развития ребёнка в дошкольном возрасте Выступление на родительском собрании. У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает.

Картотека «Ролевые игры в дошкольном возрасте» Игра «Семья» Цели и задачи: Продолжать обогащать содержание игры «Семья», учить детей самостоятельно организовывать игры, распределять роли,.

Картотека: интеллектуальные игры в старшем дошкольном возрасте Интеллектуальные игры. Игра «Логические блоки Дьенеша» Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических.

Использование фольклора в младшем дошкольном возрасте Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно.

Капризы и упрямство в дошкольном возрасте. Способы их преодоления Упрямство – выражается в необоснованном противодействии просьбам, требованиям других. Это вид непослушания, для которого нет видимых причин.

Конструирование в старшем дошкольном возрасте Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта,.

Словесные игры в дошкольном возрасте Ценность словесных игр заключается в том, что они помогают детям освоить наиболее сложный программный материал, закрепить его на занятиях.

Консультация для родителей «Воровство в дошкольном возрасте» Воровство в дошкольном возрасте Ошибка ребенка — это родительская ошибка подготовил педагог-психолог Абрамова Ю. М. Как уже не раз говорилось,.

Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблема навязчивых действий в дошкольном возрасте
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 17:39
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема навязчивых действий в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем наталья Данкина (УИ 389235) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД