Любовь Ивановна Шампарова
«Тайны снега и воды». Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
««Тайны снега и воды» -конспект по экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе».
Цель: развитие исследовательской активности в процессе эксперементирования.
Задачи:
• Расширять представления детей о свойствах воды и снега.
• Учить устанавливать причинно – следственные связи: снега и воды, в тепле тает. Превращаясь в воду. На морозе вода замерзает – превращаясь в лед.
• Учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
• Развивать познавательные интересы в процессе исследоательской деятельности.
• Воспитывать интерес к экспериментированию
• Учить правильно делать умозаключения и выводы.
Материал: емкость со снегом и льдом по 2 пустых стакана, салфетка, игрушка снеговичок, карточки с изображением опытов, магнитофон, компьютер.
Образовательные технологии: информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные, исследовательские, здоровьесберегающие.
Ход занятия:
Воспитатель: Придумано не просто так кем –то и каждое утро друг другу желать здоровья и хорошего дня! Доброе утро!Ребята сегодня на занятии у нас гость – Снеговичок. Поздоровайтесь с ним. Снеговик, почему ты пришел в гости именно в нашу группу?
Снеговичок:(голосом воспитателя) Мне очень захотелось познакомиться с умными и любознательными детьми, которые любят все изучать и исследовать. Поэтому я здесь.
Воспитатель: Молодцы ребята! .Ну что- ж Снеговик, сегодня мы будем раскрывать тайны воды и снега, Оставайся будет интересно!
Звучит песня из мультфильма : «Зима в Простоквашино» «Кабы не было зимы»
Воспитатель: О каком времени года поется в песне?
Ответы детей…
Воспитатель: Правильно о зиме. Сегодня у нас прямо зимнее занятие. А вы любите зиму? За что вы любите зиму?
Ответы детей…
Воспитатель: Подумайте и скажите, каким бывает снег? Что можно сказать о снеге? Что такое снег?
Ответы детей…
Воспитатель подводит итог ответов детей и делает вывод: Снег- это склеенные с друг с другом снежинки.
Воспитатель: Что будет со снежинкой, если она упадет к вам на ладонь?
Ответы детей…
Воспитатель: Правильно она превратиться в капельку.
Физминутка:
-Мы снежинки, мы пушинки;
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли!
Воспитатель: Ребята слышите Кто- то стучит? Это почтальон принес нам посылку. Интересно от кого? Сейчас прочитаю. Это же Дед Мороз нам прислал. Что же в посылке? Ребята попробуйте отгадать.
Загадки:
-Дед мороз подарки шлет
Мягкий снег и крепкий (лед)
-На дворе – горой
А в избе – водой…. (снег)
Ответы детей…
(воспитатель достает емкость со снегом)
Воспитатель: Сегодня мы проведем опыты и узнаем, свойства снега и воды.
Опыт № 1Определяем свойства снега.
Воспитатель: У меня на столе емкость со снегом возьмите в руки снег и кусочки льда. Какие они у вас ладошки? Какой лед?
Ответы детей…
Воспитатель: Лед и снег холодные. Но снег легкий, а лед яжелый и твердый. Ребята ваши ладошки замерзли от льда и снега. Давайте их погреем.
Дыхательная гимнастика.
«Греем руки»
Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно вдыхая через рот, как бы согревая руки (2-3 раза)
Опыт 2 Проверяем прозрачность воды и льда.
Воспитатель: Посмотрите у меня в стакане вода какая по цвету?
Ответы детей…
Воспитатель: Молодцы чистая, прозрачная. Если я в воду добавлю цветную краску, то она станет.
Ответы детей…
Воспитатель: Она стала непрозрачная, а если под комочком снега и льда положим цветную картинку.
Ответы детей…
Воспитатель: Под снегом мы невидим картинку, а подо льдом мы видим.
Вывод: Снег не прозрачный. А лед – прозрачный.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Тайны снега и воды конспект по экспериментально исследовательской деятельности в старшей группе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-373844-1739037714.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Цель развитие исследовательской активности в процессе эксперементирования](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-373844-1739037726.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Задачи Расширять представления детей о свойствах воды и снега](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-373844-1739037751.jpg)
Опыт №3 «Воздействие температуры»
Воспитатель: Я утверждаю, что лед и снег – это замерзшая вода. Проведем эксперимент. В пробирку положили снег и нагрели ее. Что произошло со снегом?
Ответы детей…
Воспитатель: Правильно она растаяла, что-то плавает у меня в пробирке, давайте сделаем фильтр и посмотрим, что находится в талой воде. Посмотрите сколько мусора. Поэтому снег нельзя есть, что он нечистый и можно заболеть.
Сейчас отнесем наш лед на батарею и посмотрим, что с ним произойдет?
Ответы детей…
Воспитатель: пока лед тает на батарее мы поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «Зимние забавы»
-Что зимой мы любим делать?
Снежную бабу лепить.
В снежки играть.
На коньках по льду кататься.
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными)
Воспитатель: Посмотрим, что произошло со льдом?
Ответы детей…
Воспитатель: Лед растаял и превратился в воду. Снег тоже растаял и превратился в воду. Какой вывод мы сможем сделать: от тепла снег и лед растаяли и превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под воздействием мороза.
Вывод: Снег и лед – это замерзшая вода.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Поздоровайтесь с ним](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-373844-1739038017.jpg)
Снеговичок: Как интересно, я сегодня узнал тайну снега и льда. Спасибо вам ребята. Пойду я в лес и расскажу своим лесным друзьям. До свидания!
Воспитатель: До свидания Снеговичок!
- Вам ребята понравилось занятие?
- Что мы делали сегодня?
- Что общего между снегом и льдом и водой?
-Чем они отличаются?
- Как вы думаете, в какую погоду снег лёгкий и пушистый7 А в какую липкий и тяжелый?
Ответы детей……
Воспитатель:В морозную, он сухой и легкий, а во время оттепели – сырой.
Молодцы ребята. Спасибо!
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Снеговик почему ты пришел в гости именно в нашу группу Снеговичок голосом воспитателя Мне очень захотелось познакомиться с умными и любознательными детьми которые любят все изучать и исследовать](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-373844-1739038074.jpg)