Баирма Дамбиева
Экспериментируем и играем на подносе в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Первая младшая группа детского сада — одна из первых ступеней социализации в жизни ребёнка. К новому место, взаимодействию с воспитателем и одногруппниками нужно привыкнуть, и помогают легче адаптироваться в детском саду увлекательные занятия. Развитие психики и мышления в раннем дошкольном возрасте происходит стремительно. Стихийная заинтересованность и спонтанное желание исследовать что-либо должно поощряться воспитателем. Интеллектуальный способности детей в будущем зависят от того, насколько эффективной была организация предметно-пространственной среды, в которой развивались исследовательские навыки, по какой методике строилось экспериментирование в младшей группе. Современная система дошкольного образования строится на принципе максимальной независимости ребёнка, раскрытии и проявлении его качеств и способностей. Воспитатель не вкладывает, не передаёт детям знания в готовом виде, он указывает на возможность их получения. Дошкольники 21 века ощущают себя первооткрывателями и испытывают радость от обретения информации, они учатся действовать методом проб и ошибок. В процессе экспериментирования дети младшего возраста делают элементарные выводы, наблюдая за предметами, сравнивая их. В своей работе я применяю доступные материалы для проведения разных экспериментов. Один из них - игры и задания на подносах, которые легко повторить. Использовать для занятий можно любые подносы. Прежде чем вы возьметесь за изготовление подноса и составление заданий для детей, необходимо ответить себе на несколько вопросов:1) Чем ребенок любит заниматься больше всего? 2) Какими предметами он интересуется в данный период своего развития? 3) Что ребенок хорошо умеет делать, что у него еще не очень хорошо получается, а что ему пока совсем не удается? Главное – поднос должен быть удобным, чтобы дети могли с легкостью добраться до расположенных на нем предметов. Подносы можно смастерить самостоятельно из больших крышек или коробок из- под обуви.
Публикация «Экспериментируем и играем на подносе в младшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Темочки
Именно наблюдение является моей основной педагогической деятельностью и помогает выбрать и предложить ребенку подходящее задание. Можно сделать задания разные по уровню сложности и, в зависимости от степени их выполнения ребенком, определять уровень его развития. Подготовить подносы с индивидуальными заданиями для каждого ребенка или предложить группе детей различные виды развивающих игр, соответствующих их уровню развития и отвечающих их интересам, на нескольких подносах. Все зависит от возраста детей и того, насколько однородна в этом отношении группа, с которой вы работаете. В любом случае подготовленные вами задания облегчат вам решение ежедневных задач, связанных с развитием и обучением детей. В своей работе использую игры и эксперименты на подносе, которые формируют способность самостоятельного исследования предметов, развивает речевые способности, создает дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований.
Четыре бортика на подносах и элементарные эксперименты задают малышам четкие границы и побуждают их изучить окружающие предметы. Мы проводим с детьми различные игры
1. Играем в прятки!
Я могу заставить исчезнуть предмет, если я засуну его в футляр! Для этого самого элементарного эксперимента на подносе малышам нужны лишь жестяная баночка без верхней крышки и вещи, которые могут туда более или менее легко поместиться. Некоторые предметы могут сопровождать эту игру в прятки звуками. И если ребенок бросает эти вещи в банку, они падают туда с шумом. Как раз то, что нужно детям в этом возрасте!
2. Учимся обращаться с жидкостями. Годовалые малыши очень любят что – нибудь наливать. Но для начало лучше экспериментировать не с жидкостями, а сыпучим веществом, например рисом. В этом случае, когда наклоняется сосуд, ребенок может спокойно наблюдать, как струя риса начинает скользить вниз, зернышко за зернышком, а затем бежит все быстрее, словно речка. На подносе понадобится два сосуда. В одном из них - сыпучий материал, второй - пустой. Так же дети охотно переливают жидкость из одного стакана в другой, так же увлеченно играют и с сыпучими материалами. И при этом нет никакой опасности, что тони устроят настоящий потоп. [1. стр19]
3. Учимся обращаться ложкой. Берем наполненную крупой чашку, из которой надо пересыпать содержимое в другую чашку, пользуясь расположенными на подносе инструментами (ложками разного размера). Дети быстро понимают, что надо сделать, и начинают активно пересыпать крупу ложкой из одной чашки в другую. При этом они приобретают те навыки, которые не так интенсивно развиваются во время еды. [1. стр25]
4. Учимся различать цвета. Три стакана с водой разных цветов побуждает ребенка к действию, которые обычно мешает рисовать. Речь идет о пристрастии детей смешивать разноцветные жидкости. И это, действительно, полезно делать, так как в процессе этого эксперимента малыш наблюдает, как смешиваются цвета. [1. стр. 29]
5. Рисуем на песке. Детям это хорошо известно, ведь они часто играют в песочнице. На этом подносе ребенок с помощью различных предметов может сам создать следы на песке! Во время занятий вместе с взрослым или несколькими малышами можно сыграть в угадайку, спрашивая друг друга, какой из предметов оставил тот или иной след на песке[1. стр. 49]
Поднос не заменяет обычную игру с материалами. Для того чтобы ребенок открыл для себя что-то новое, или для обычной игры задания на подносах не подходят. Ведь в этом случае ребенок имеет дело с достаточно ограниченным количеством материалов и предметов. Поэтому в дополнение к развивающими и стимулирующим заданиям на подносе в группе предложен детям свободный доступ самым разным материалам на полках. Кроме того, малыши имеют возможность во время своих экспериментов научиться обращаться со всевозможными неопасными веществами, встречающимися нам в повседневной жизни. Поэтому следует помнить: подносы с заданиями дополняют окружающие нас материалы, но не могут их заменить в процессе познания ребенка мира.
Таким образом, главное достоинство метода экспериментирования и игры на подносе заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Развивают наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, развивает все познавательные способности.
Список литературы:
1. А. Бостельман, М. Финк. Экспериментируем и играем на подносе : 40 идей для занятия с детьми в яслях и детском саду: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования- Москва : Национальное образование, 2015-72л.