Елена Поликарпова
Конспект занятия по экспериментированию «Волшебница вода»
▼ Скачать
Конспект по экспериментированию
Тема: «Волшебница – вода»
Для детей средней группы (4-5 лет)
Предварительная работа:
1. Беседа на тему: «Где живет вода?», «Кому она необходима и зачем?», «Кто живет в воде?»
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Чтение рассказов о воде
3. Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды)
Программные задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах, форма, текучесть, уточнить значение воды для всего живого на земле.
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей понятия: жидкость, бесформенная, бесцветная, прозрачная.
Методы и приемы:
1. Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки»
2. Практический (опыты)
3. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Оборудование:
1. ИКТ: анимационные картинки с изображением "капельки"; людей, животных, птиц, растений
2. Пластмассовые маленькие стаканчики, тарелочки на каждого ребенка
(1 ОПЫТ – ТЕКУЧЕСТЬ, ЖИДКОСТЬ)
3. Сосуд (колба) с водой, пластмассовый большой стакан, блюдце, банка
(1 ОПЫТ - ФОРМА)
4. Пластмассовые маленькие стаканчики с водой и молоком на каждого ребёнка, тарелочка, камушки (2 ОПЫТ - ЦВЕТ)
5. Пластмассовые маленькие стаканчики с водой на каждого ребёнка, ложечки, дольки лимона, контейнер с крышкой (2 ОПЫТ - ЗАПАХ)
Содержание: 1 часть.
Игровая ситуация «К нам Капелька в гости пришла»
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуем их. Здравствуйте, доброе утро! А сейчас встанем в круг, и возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Желаю вам ребята, узнать сегодня много нового и интересного. Для этого нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку.
Воспитатель: «К нам ребята сегодня пришла еще одна гостья, это «Капелька». Но почему она такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. И вот поэтому, она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете»
Воспитатель: «Ребята, из чего состоит капелька, и где она живет? (Капелька состоит из воды и живёт в воде)
Воспитатель: «Молодцы! А где можно встретить воду?» (В реке, море, океане)
Воспитатель: «Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода?»
< Показ и рассматривание слайдов картинок: животных, птиц, людей, растений>
Дети: «Животным, птицам и людям. А еще надо растениям, чтобы они не завяли»
Воспитатель: «Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь!»
Содержание: часть 2 «Экспериментирование с водой»
Воспитатель: «Ребята! А вы знаете, вода имеет волшебные свойства : с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы сейчас превратимся в лаборантов и будем проводить опыты с вами»
Опыт № 1 «ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»
Воспитатель: «Ребята, что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: «Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет»
Воспитатель: Вы сказали: «вода льется, течет». Правильно, а давайте это проверим. Подойдите, пожалуйста, к столу. Возьмите стакан с водой, и вылейте немного воды в тарелочку. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на тарелке»
Воспитатель: «Почему вы смогли перелить воду из стакана на тарелочку? Почему вода растеклась по тарелке?»
Дети: «Вода жидкая»
Воспитатель: «Совершенно верно, ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью»
Воспитатель: «А как вы думаете, ребята, есть ли форма, у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, надо провести опыт. Я возьму сосуд (колбу) с водой, и буду наливать воду в стакан, блюдце, банку»
Воспитатель: «Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в банку? Какую форму она принимает?
Дети: «Форму банки»
Воспитатель: «А что с ней произошло, когда мы налили её в стаканчик, в блюдце?»
Дети: «Вода приняла форму этих предметов»
Воспитатель: «Правильно, вода принимает форму того предмета, в который её наливают - стакана, блюдца, банки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?»
Дети: «Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают»
Опыт № 2 «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА, ЗАПАХА»
<На столе стоят стаканы с водой и с молоком>
Воспитатель: «Ребята, что находится в этих стаканах?»
Дети: «Вода и молоко»
Воспитатель: «Но как вы догадались? Какого цвета молоко?»
Дети: «Белого»
Воспитатель: «А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета?»
Дети: «Нет, вода прозрачная, бесцветная»
Воспитатель: «А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Положите в стаканчик с водой 2-3 камушка. Они видны в стакане с водой?
Дети: «Да, их видно в стаканчике»
Воспитатель: «А теперь положите камушки, в стакан с молоком. Видно их?»
Дети: «Нет! Камушек не видно»
Воспитатель: «Ребята, так какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды?»
Дети: «Нет, у воды нет цвета. Она бесцветная, прозрачная»
Воспитатель: «Ребята, скажите пожалуйста, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет?»
Дети: «Нет, вода не пахнет»
Воспитатель: «Правильно, вода ничем не пахнет!»
Воспитатель: «Возьмите ложечку и положите в стакан дольку лимона, размешайте водичку в своём стаканчике и понюхайте. Есть запах у воды?»
Дети: «Есть запах»
Воспитатель: «Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет?»
Дети: «Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет»
Воспитатель: «Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?»
Дети: «Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
<Воспитатель собирает детей около себя>
Воспитатель: «Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. С какими новыми свойствами воды вы сегодня познакомились?»
Дети: «Вода - это жидкость. Вода не имеет собственной формы. Вода не имеет цвета и запаха»
Воспитатель: «Молодцы! Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! Она многое о себе узнала и улыбнулась этому»
Воспитатель: «Вода добрый друг и помощник человека, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять»
Воспитатель: «Ребята, помогите, мне пожалуйста, убрать всё со стола, и мы пойдём с вами в группу»