Чепланова Анна
Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «Свойства песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Задачи:
-познакомить детей со свойства- ми песка : состоит из песчинок, сыплется, обладает способно- стью двигаться, способностью мокрого песка принимать лю- бую форму, впитывать воду, ис- пользоваться в поделках;
-формировать умение самостоя- тельно делать выводы;
-формировать умение состав- лять и читать схемы опытов;
-развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной де- ятельности с песком;
-активизировать и обогащать словарь детей, развивать связ-
ную речь;
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе „Свойства песка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
-развивать мелкую моторику по- средством развития тактильной чувствительности как основы
«ручного интеллекта»;
-воспитывать любознатель- ность;
-воспитывать аккуратность в работе с песком, соблюдение правил техники безопасности.
Предварительная работа: игры с песком на улице, беседы о мерах безопасности во время игр с пе- ском.
Материал и оборудование: мольберт, мел, конверт с письмом (приглашение в лабораторию,
«секретный код», картинка- песок, запрещающие (разрешающие) знаки- правила поведения для опытов с песком, сухой песок, тряпочки для рук, коктейльные трубочки, одноразовые тарелоч- ки и ложки по количеству детей, формочки, раскраски- снежинка, клей- карандаш, макет «вулкан», сода, пищевой краситель, жидкое мыло, уксус.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Входим в группу, встаем в круг на ковре.
— Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их.
А теперь поздороваемся друг с другом.
Утреннее приветствие: Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Приносят письмо
2. Сюрпризный момент (пись- мо) :
— Ребята! Вы хотите узнать, что в нем? Давайте я вам сейчас про- читаю.
Письмо: «Дорогие ребята группы
«Пчелки», приглашаем вас посетить лабораторию «Познайки» и помочь нам исследовать материал, о котором вы узнаете из загадки.
Попасть в лабораторию вам поможет правильно введенный код доступа.
Ждем от вас результаты иссле- дований. Академия Наук»
Код доступа: 2457 (дети узнают цифру и нажимают на клавиши по очереди)
Авторизация: прикладываем к игрушечному сканеру левую руку.
Из загадки мы узнаем, с каким материалом будем сегодня рабо- тать и исследовать его свойства.
Загадка:
Он и жёлтый, и сыпучий Во дворе насыпан кучей
если хочешь, - можешь брать И играть (песок)
— Найдите, пожалуйста, изо- бражение песка в картотеке опы- тов.
— Ребята, если мы сегодня работаем в лаборатории, то кем мы будем? (учеными, исследователями, лаборантами и др.) Я буду старший ла- борант, а вы младшие лаборанты. Согласны?
Тогда проходите в лаборато- рию! Занимайте себе рабочее ме- сто.
3. Опытно-исследовательская деятельность:
Исследование N 1 (песок состоит из песчинок) :
— Ребята, здесь песок, тарелки и ложки, — эти предметы помогут
нам провести исследования, уз- нать о свойствах песка.
Песок — природный материал, он существует в природе. Это по- лезное ископаемое, которое чело- век добывает для своей пользы.
— Давайте потрогаем песок ла- донью. Какой он? (сухой, теплый, твер- дый, сыпучий и др.) Наберем песок в ку- лачок, насыплем на ладонь другой руки, повторим то же самое другой рукой, положим в руки и потрем его между ладонями над тарелочкой. Что вы чувствуете? Рассмотрите песок на тарелочке, из чего он со- стоит? (из песчинок)
Зарисовываем схему.
Исследование N 2 (сухой песок не лепится, песок впитывает воду, мокрый песок принимает любую форму) :
— Продолжаем исследовать свойства песка.
С помощью ложки наберем су- хой песок в формочки и попробуем перевернуть форму. Что же у нас получилось? (сухой песок не лепится)
Зарисовываем схему.
— Теперь намочим наш песо- чек. (воспитатель выливает в него воду и перемешивает) Куда делась вода? (вода впиталась в песок)
Зарисовываем схему на моль- берте.
Проведем опыт с мокрым пе- ском. Накладываем его в формоч- ку и переворачиваем.
Вывод: мокрый песок лепится. Зарисовываем схему на моль-
берте.
Исследование N 3 (песок дви- гается) :
Проведем еще одно исследо- вание и узнаем, какими свойства- ми обладает песок.
Возьмем трубочку от коктейля и тихонько подуем на песок. Что происходит? (песок движется)
Зарисовываем схему на моль- берте.
Давайте мы тоже подвигаемся.
4. Физкультминутка Это легкая забава- Повороты влево, вправо
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка Чтобы мышцы развивать Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте Это тоже интересно…
— Ребята, давайте перейдем в творческую мастерскую нашей ла- боратории.
5. Продуктивная деятельность:
Исследование N 4 (песок мож- но использовать в поделках) :
Проведем еще одно исследо- вание, узнаем, можно ли песок ис- пользовать в поделках.
Возьмем клей-карандаш и намажем им по контуру рисунок снежинки, затем посыплем сверху сухим цветным песком и прижмем его как следует ладонями, стрях- нем лишний песок.
Покажите, что получилось? Ка- кой вывод можно сделать о свой- ствах песка?
Зарисовываем схему на моль- берте.
Опыт-сюрприз «Вулкан» (пока- зывает воспитатель)
— Ребята, сейчас вы посмотри-
те еще один опыт, а я его проведу.
Этот опыт можно проводить только вместе со взрослыми, поскольку в нем используется опасное веще- ство — уксус.
Возьмем макет вулкана, сверху наш вулкан покрыт песком.
— Ребята, вам нужно подумать, какие свойства песка повторятся в этом опыте? Смешаем внутри него все компоненты (уксус, жидкое мыло, соду, пищевой краситель) и что же про- исходит? (извержение вулкана, лава)
— Что произошло с песком? (его смыло, песок двигается)
7. Рефлексия:
— Давайте повторим еще раз по схемам все свойства песка, о которых мы сегодня узнали.
— Какое исследование вам по- нравилось больше всего?
Мы подготовили для ученых за- писи наших исследований, но нам нужно их как-то передать. Как мы можем это сделать? (через ком- пьютер, сфотографировать, напи- сать письмо и др.)
Ребята «отправляют» получен- ные данные в Академию Наук.
Наводят порядок в лаборато- рии.
Снимают костюмы. Моют руки.