Наталья Празнова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «В мире камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «В мире камней»
Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Речевая».
Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „В мире камней“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1. Актуализировать знания детей о планете Земля, её недрах, камнях.
2. Формировать элементарные представления о живой и неживой природе.
3. Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).
4. Закрепить умение грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, учить составлять рассказ по итогам исследовательской работы.
5. Дать представление об областях использования камней; о том, что музыкальные инструменты можно создать путем природных материалов.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования.
2. Развивать исследовательские навыки: (принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы).
3. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитательные задачи:
1. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
2. Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием.
3. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
Демонстрационный и раздаточный материал:
Гора, вулкан
Полотно с кочками для игры
Блокноты, карандаши
Киндер яйца пустые
Набор камней на каждого ребенка (гранит, галька, пемза)
Лупы
Стакан с водой, миска
Бутылка с крышкой
Кисти и краски
Ход занятия:
Сюрпризный момент: раздается телефонный звонок, сообщают, что пришла посылка, в посылке ( рюкзак с предметами: фонарик, кирка, блокнот, карта). Кому могут пригодится эти предметы? – Геологу. А чем занимается геолог? Исследует, узнает новое о камнях.
Предлагаю и нам с вами стать геологами и отправиться на поиски камней.
Давайте подумаем, где же мы можем найти камни?
В горах. Дети подходят к горе и каждый берет себе по камешку.
Ребята, а вы знаете, как называется этот горный камень? – Гранит. Предлагаю пройти на свои места и узнать о камнях побольше.
Опыт 1. Определение цвета и формы, запаха.
Воспитатель: Внимательно осмотрите глазами все камни. Какого цвета у вас камни? Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни : серый, коричневый, белый, зеленый, желтый и т. д. А какой формы камни? Значит, какой можно сделать вывод?
Дети делают вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель прикрепляет схему – рисунок на доску, дети фиксируют результат у себя в блокнотах).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму? Какими способами можно это доказать? (сжать, ударить молотком). Давайте проверим.
Так какой можно сделать вывод из этого опыта - Камень твердый, прочный.
Опыт № 2. Определение размера.
Воспитатель: Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите: "Все камни одинакового размера?” (нет). Найдите и покажите мне самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт № 3. «Звук камней».
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки? Постучите ими друг о друга. Что вы слышите? Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос. Хотите поиграть с камешками. Насыпьте в пластмассовую коробочку немного мелких камушков, закройте и погремите. На что это похоже? (на погремушки, трещетки). У нас получился настоящий оркестр из самодельных инструментов
Ребята, а где еще можно найти камни? В море, реке.
Предлагаю отправиться к воде на поиски камней, но, чтобы добраться надо пройти через препятствие.
Игра «Что сделано из камня?» Надо преодолеть море по кочкам с изображением предметов, но только сделанных из камня. (найдем сундучок с камнями).
Дети, может кто-нибудь знает, как называется этот камень? Галька.
Давайте познакомимся с ним.
Опыт № 4. Определение характера поверхности.
Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём. Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Гранит шероховатый, неровный. А морской камешек ровный без острых углов. Почему? Выслушиваются предположения детей и приходим к выводу, что морской камень отшлифовался о морской песок, так как его постоянно двигают волны
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым,
Опыт № 5. Рассматривание камней через лупу.
Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами (дети рассматривают все свои камни).
Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.). Молодцы, очень внимательные дети.
Есть еще одно место, где можно найти необычный камень.
Воспитатель: Ну что пошли! (Включается аудиозапись природы)
Физкультминутка:
Мы готовы для похода.
Поднимаем выше ноги.
По дороге мы идем.
Не спешим, не отстаем.
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем.
Вот куда-то мы забрались
Где мы с вами оказались?
У вулкана. А вы видели, как извергается вулкан? А вы знаете, что именно тогда можно добыть камень, который называется пемза. Ой, кажется началось извержение. После нашли камень в вулкане. Давайте и с этим камнем познакомимся.
Опыт 6. Плавучесть.
Дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду? (он утонет). Бросьте камень в сосуд с водой и наблюдайте, что будет с ним происходить. Может ли камень плавать? Возьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы камни по весу? Нет, один – легкий, другой - тяжелый. Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду? Давайте проверим: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло? Пемза не утонула, гранит утонул.
Как вы думаете почему? Потому что пемза легкая. В ней много дырочек. А в дырочках есть воздух и пузырьки с воздухом не давали ей утонуть. В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.
Опыт 7. Могут ли камни менять цвет?
Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)
Вывод: Мокрый камень темнее.
Ребята, мы сказали, что камни нужны для строительства домов, дорог, мостов и т. д., что еще можно с ними сделать? А еще на камнях можно рисовать. Давайте попробуем обыкновенный камень превратить в удивительный с помощью краски и кисти (дети рисуют разными художественными материалами).
Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось?
Сегодня мы с вами узнали о камнях много удивительного.