Наталия Иванова
Экспериментирование с водой в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды (не имеет цвета, вкуса, запаха, способность растворять некоторые вещества).
-Уточнить и закрепить знания детей о значении воды.
-Развивать речь, любознательность, наблюдательность.
-Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
-Обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных и растений.
-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желания делать выводы.
Публикация «Экспериментирование с водой в старшей группе» размещена в разделах
-Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, лаборатория, лаборант.
-Развивать у детей связную речь.
-Воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.
-Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой.
Материал и оборудование:
-Символы, обозначающие свойства воды;
-Прозрачные пластмассовые стаканы 0,25 по 3 штуки на каждого;
-Соломка для воды по 2 штуки на каждого;
-Разовые ложки по 2 штуки на каждого;
-Тарелочки с сахаром по 1 на стол;
-Тарелочки с кофе по 1 на стол;
- Капельки и тучки для подвижной игры;
-Ноутбук для просмотра презентации.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребятки, сегодня утром почтальон передал мне посылку. Без вас я ее не стала открывать. Интересно, что же лежит в этой посылке? Вам интересно узнать?
Дети: Да, интересно.
Воспитатель: Садитесь на стульчики, а я открою посылку. Ой, ребятки, посмотрите, что же это такое (достаю из коробки глобус). Вы знаете, что это?
Дети : Это глобус
Воспитатель: Правильно, это глобус – модель земли, так наша планета Земля выглядит из космоса. Давайте все вместе скажем глобус.
Дети: Глобус.
Воспитатель: А что означает синий цвет?
Дети: Это вода.
Воспитатель: Вода окружает нас повсюду. Вода в реках, морях, океанах занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша, посмотрит, я вам сейчас покажу (показ слайдов). Что мы с вами сейчас увидели?
Дети: Мы видели реки, моря, океаны, озера.
Воспитатель: Правильно, ребятки, вы очень внимательны. А коричневым и желтым показана суша. Посмотрите на глобус (провожу пальцем и показываю где суша, а где вода). Приглашаю несколько детей и прошу показать и назвать где суша, а где вода.
Воспитатель: А кому нужна вода?
Дети: Вода нужна людям, растениям, насекомым.
Воспитатель: И так, вода нужна насекомым – они тоже нуждаются в воде, рыбам – они живут в воде, птицам, растениям, людям. Получается, что вода нужна всем. Вода – это жизнь, для всех нас вода имеет очень большое значение (просмотр слайдов).
Воспитатель: А для чего человеку нужна вода?
Дети: Чтобы пить, мыться.
Воспитатель: Итак, вода нам нужна, чтобы пить, готовить еду, умываться, стирать и поддерживать чистоту. А сможем ли мы прожить без воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Без воды все живое погибнет. А сейчас мы с вами поиграем. Вы хотите поиграть в игру?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Вы будете капельками воды (раздаю детям капельки, а это тучки – ваши домики. Когда звучит музыка вы передвигаетесь, но как музыка останавливается – вы занимаете свои тучки- домики. Капелька, которой не хватило тучки – испарилась (высохла). Вы поняли меня?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда начинаем нашу игру.
Физкультминутка
На полу разложены тучки (на один меньше, чем детей).
Все дети – это капельки.
Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе.
Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку».
«Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась.
Игра проводится 2-3 раза.
Воспитатель: Как весело мы с вами поиграли. А здесь в посылке лежит еще и письмо, как мы его сразу не заметили. Прочитаем письмо?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас я вам его прочитаю: «Дорогие, ребята, приглашаем вас в лабораторию для исследования воды. Мы будем рады вас увидеть». Ну что отправимся?
Дети: Да.
Воспитатель: Закрываем глазки, вокруг себя повернись и в лаборатории окажись. Вот мы с вами оказались в лаборатории, где мы с вами, скажем все вместе.
Дети: В лаборатории (проговаривают несколько детей).
Воспитатель: Мы будем лаборантами. Кем мы с вами будем?
Дети : Лаборантами.
Воспитатель: Молодцы. В лаборатории нужно вести себя очень аккуратно, не толкаться, без разрешения ничего не брать, громко и не разговаривать. Наденем нарукавники и шапочки. Все надели?
Дети: Да.
Воспитатель: Теперь садимся за столы очень аккуратно. Ребята, где мы с вами?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Кто мы с вами сейчас?
Дети: Лаборанты.
Воспитатель: Сейчас мы с вами узнаем о свойствах воды, какая вода.
Опыты:
Воспитатель: Перед нами стоят приборы для исследования воды. Возьмите стакан с водой и перелейте воду в пустой стакан. Что мы делаем с водой?
Дети: Переливаем.
Воспитатель: Вода у нас льется, правильно?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему вода льется?
Дети: Потому что она жидкая.
Воспитатель: Правильно. Вода жидкая, она течет (вывешиваю символ). А если вода была бы
твердой она смогла бы течь?
Дети: Нет.
Воспитатель: Скажем все вместе – жидкая.
Дети: Жидкая.
Воспитатель: А теперь нам нужно узнать имеет ли вода запах. Понюхайте воду. Что вы чувствуете, есть ли запах у воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Итак, вода не имеет запаха. Значит вода без запаха (вывешивается следующий символ). Имеет ли вода запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: Приступим к следующему опыту. Поставим перед собой стакан с молоком и стакан с водой. Опустим по одной трубочке в стакан с молоком и в стакан с водой. Видно ли трубочки?
Дети: В стакане с водой видно, а в стакане с молоком нет.
Воспитатель: Что мы можем сказать о воде?
Дети: Вода прозрачная.
Воспитатель: А молоко, какого цвета?
Дети: Молоко белого цвета.
Воспитатель: Вода прозрачная (вывешиваю следующий символ).
Воспитатель: Проделаем следующий опыт. Попробуйте воду через соломенку. Какая она на вкус? Есть ли вкус у воды?
Дети: Нет вкуса.
Воспитатель: Значит, вода не имеет вкуса. Вода имеет вкус?
Дети: Нет, вода без вкуса (вывешивается следующий символ).
Воспитатель: А теперь возьмем стаканчик с водой и добавим ложечку сахара, хорошенько помешаем. Посмотрите, а куда делся наш сахар?
Дети: Он растворился.
Воспитатель: Правильно, сахар растворился, волшебница вода растворила его. Что стало с сахаром?
Дети: Он растворился.
Воспитатель: Некоторые вещества вода растворяет. Попробуйте воду, какой она стала?
Дети: Сладкой.
Воспитатель: Вода может поменять вкус, если в нее что-нибудь добавить. А теперь в эту сладкую воду положите сухой ложечкой кофе и посмотрите, что произойдет? Чудеса, а где же кофе?
Дети: Кофе растворился.
Воспитатель: Опять волшебница вода сотворила чудеса, наш кофе растворился. Наша вода была без чего? Обращаю внимание детей на символы.
Дети: Без цвета и без запаха.
Воспитатель: Правильно, какие вы у меня внимательные. А сейчас понюхайте, есть ли запах?
Дети: Да, у воды появился запах.
Воспитатель: Да, ребятки у нашей воды появился аромат кофе. У воды может появится запах того, что в нее добавишь. А если бы мы добавили малиновое варенье, то какой запах имела бы вода?
Дети: Малиновый.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Как много мы узнали о воде. Вы были хорошими лаборантами. На этом наши исследования воды закончились. Что мы узнали о воде?
Дети: Вода жидкая,вода не имеет запаха, не имеет вкуса, вода прозрачная, вода растворяет сахар и кофе.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь осторожно выходим и снимаем шапочки и нарукавники. Нам пора возвращаться в детский сад. Вокруг себя обернись в детском саду окажись. Ребята, где мы с вами были?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Кем мы были?
Дети: Лаборантами.
Воспитатель: Вам понравилось?
Дети: Да.
Воспитатель: Из вас получились настоящие лаборанты, в следующий раз нас обязательно туда пригласят.