ирина гаврилова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Лаборатория воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Лаборатория воды»
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Лаборатория воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами воды.
Программные задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Первая часть: (информационно-познавательная)
Педагог. - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.
- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)
-Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. И обязательно записывают все свои открытия в специальные журналы.
- Где работают ученые? (в лаборатории)
- А какие правила надо соблюдать, чтобы работать в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)
- Мы тоже сейчас отправимся в лабораторию. Только сначала отгадайте загадку. (Воспитатель загадывает загадку)
- Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане, И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу (вода)
Скажите, какой в природе бывает вода? На этот вопрос помогут нам ответить загадки.
Я читаю загадку, а вы находите картинку с отгадкой (картинки – отгадки с изображением дождя, снежинки, снег, сосулька, иней, роса, облака, тучи, лед)
- Что общего в наших отгадках? (Это вода.)
-В каких состояниях бывает вода? (ответы)
Да, она может быть жидкой, твердой и газообразной.
Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.
Без пищи мы можем прожить 3-4недели.
Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Идем в моечную, открываем кран и наблюдаем за льющейся водой и наполняем ею стаканы. Смотрим сквозь стаканы и пробирки, приходят к выводу, что сквозь стакан видно почти так же, как будто его и нет. Какие выводы о свойствах воды можем сделать? : она не имеет формы, прозрачна.
А теперь, как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого нам надо отправиться в лабораторию. Садимся за столы.
Кто желает проверить, что вода прозрачна, то вам нужно пройти за стол под № 1.
Кто желает проверить, что воду можно окрашивать в любой цвет, то вам нужно пройти за стол под № 2.
Кто желает проверить, что вода является растворителем, то вам нужно пройти за стол под № 3.
(Дети распределяются по подгруппам за пронумерованные столы).
Стол № 1
Целью эксперимента является проверка утверждения о том, «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная».
Дети кладут в стаканы с водой какие-нибудь предметы (Ракушки и камешки) и вновь оценивают прозрачность воды : через слой воды хорошо видно, что лежит в стакане потому, что она прозрачная.
Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
Педагог в свой стакан добавляет муку и размешивает. Спрашивает у детей о том, что изменилось: виден ли предмет в стакане или нет и почему?
Стол №2
Положите в стакан с чистой водой краску. Помешайте ложечкой воду. Что стало с краской? Правильно, она растворилась.
Предлагается детям добавить в стакан немного краски. Вода окрашивается, но не очень интенсивно. Предлагает добавить еще краски и помогает установить зависимость: чем больше краски добавляется, тем насыщенней становится цвет воды в стакане. Помогает детям сделать вывод о том, что воду можно окрашивать в любой цвет.
Стол №3
Для проведения опыта нам понадобятся стаканы с чистой водой, сахар, поваренная соль и крупы. Все это стоит у вас на столе.
Положите в другой стакан с водой один кусочек сахара. Вы видите сахар? Помешайте воду с сахаром. А сейчас вы видите кусочек сахара? Не видите? А куда же он делся? Растворился? Правильно, сахар растворился в воде.
Положите в третий стакан с чистой водой чайную ложечку соли. Тщательно размешайте. Сейчас вы видите соль? А почему не видите? Правильно, соль растворилась в воде.
-Что можно сказать о воде по итогам этого опыта.
(Ответы детей о том, что вода может растворять вещества. Вода- растворитель)
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Физ. минутка. ”Хомка"
Педагог: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
- Отдохнули, ребята?
Опыт. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Рефлексия.
Педагог: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям.