инна крикун
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Современному обществу нужны образованные, нравственные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно, активным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Именно ФГОС предполагают формирование интегративных качеств дошкольника, основным из которых является познавательная активность.
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.
В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой интеллектуальной пассивности детей (с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы). Для решения возникшей проблемы передо мной встал вопрос о выборе эффективных форм взаимодействия. В связи с этим особый интерес у меня вызвал изучение детского экспериментирования.
Детское экспериментирование заслуживает особого внимания среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников.
Таким образом, актуальность опыта обусловлена:
- выбором экспериментальной деятельности как эффективным средством формирования познавательной активности ребенка;
- важностью проблемы формирования познавательной активности дошкольника для успешного обучения в школе;
- необходимостью реализации ФГОС;
- противоречием между недооцениванием и недостаточным использованием потенциала детского экспериментирования в развитии познавательной активности и необходимостью создания модели развития познавательной активности через экспериментирование.
Таким образом, идея моего опыта заключается в планомерном использовании экспериментирования для развития познавательной активности дошкольников.
Главная цель: создать условия для развития познавательной активности через экспериментирование.
Прежде всего, мне предстояло самой как следует подготовиться к работе по данной теме.
Задачи:
- изучить методическую литературу по проблеме развития познавательной активности дошкольников через экспериментирование;
- проанализировать результаты диагностики уровня познавательной активности;
- усовершенствовать перспективное планирование экспериментальной деятельности, предметно-развивающую среду группы;
- провести итоговую диагностику на определение результативности развития познавательной активности у дошкольников через экспериментирование.
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М. Ф. Беляев, Г. И. Щукина, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер, А. Р. Лурия, Ф. А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности.
«Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н. Н. Поддьяков). Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Этот метод включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построении доступных выводов. Т. е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи ребёнка.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития : преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - экспериментированию. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же или более сложные, опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними.
Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н. Н. Поддьякова, автор считает в качестве основного вида ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности детей - экспериментирование. Эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» (Н. Н. Поддьяков).
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем более и полноценнее он развивается.
И мне хотелось видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.
Поэтому мой опыт работы представляет собой попытку формировать основу целостного мировидения у дошкольников через экспериментальную деятельность.
Во-первых я изучила методическую литературу и интернет - ресурсы.
Затем провела мониторинг (результаты в виде диаграммы) личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе, о различных материалах и их свойствах
Затем провела мониторинг личностных качеств детей, их индивидуальных возможностей, провела диагностику знаний детей о живой и неживой природе, о различных материалах и их свойствах.
Изучив методическую литературу по детскому экспериментированию результаты диагностики, сделала вывод, что проблема развития познавательной активности дошкольников через экспериментирование будет эффективно решаться с помощью создания условий и базы,
Для организации исследовательской деятельности я создала условия:
•Разработала программу «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», выстроила образовательную деятельность с постепенным возрастанием самостоятельности совместного поиска.
• Составила план проведения опытов и экспериментов.
• Подобрала дидактический материал : карточки-схемы, модели дидактические игры, инструкции, картотеки.
• Организовала развивающую предметно-пространственную среду (детскую научную лабораторию в группе).
Как базу для игровой деятельности ребенка использую «Детскую научную лабораторию» Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
В лаборатории я разместила неструктурированный материал (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др., различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, перья и т. п., приборы для проведения опытов (лупы, песочные часы, компас, микроскоп и др.).
Столы для образовательной деятельности стали местом для проведения опытов. Мини-лаборатория пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей. Здесь же находятся дневники наблюдений, схемы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература. Постоянным руководителем нашей мини-лаборатории является персонаж-кукла «Почемучкин». Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
Реализацию поставленных перед собой задач, я осуществляю в непосредственно образовательной деятельности, во время самостоятельной деятельности детей в пространственной среде группы (работа с магнитами, вертушками, игры с шарами, мыльными пузырями, во время наблюдений за объектами или явлениями природы на прогулке, организации досуга с проведением интересных опытов.
Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трё м взаимосвязанным направлениям: (слайд)
живая природа (как приспособление к окружающей среде : выявление потребностей растений в воздухе, наблюдение за ростом корней, за их состоянием в зависимости от полива и внешних других факторов);
неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота, роль ветра в природе и жизни человека, понимание опасности загрязнённого воздуха для здоровья всего живого, такой опыт как «Прыгающая бумага» позволяет познакомить детей с физическим явлением: наэлектризованность;
человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, упражняем детей в умении узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс, учим сравнивать их свойства, знакомили детей с природным явлением — вулканом, причиной, преобразование предметов и явлений).
В своей работе придерживаюсь правила «от простого к сложному». Темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации.
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В- третьих в формирование активного интереса к самостоятельным исследованиям.
В - четвертых, в работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Реализацию поставленных перед собой задач я осуществляю в трех основных формах:
-экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
-познавательные НОД с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты
В каждом опыте, эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов: На слайде вашему вниманию представлена структура организации опытно-экспериментальной деятельности.
• выделение проблемы (выбор темы, выбор опыта)
• целепологание (что нужно сделать для решения проблемы,)
• поиск и предложение возможных вариантов решения (продумывание методики, этапов, подвести детей к прогнозированию)
• прогнозирование результатов (что может получиться при выполнение предложенной работы, повторение правил безопасности при работе с различными материалами и веществами)
• выполнение работы
• обобщение полученных данных, фиксирование результатов (что получилось, что нет);
• формулирование выводов (отчет, сообщение и др.)
Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для моих почемучек, а также они соответствуют их возрасту.
Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования.
Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке Сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений (сравнивали песо и глину)
Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов
Проведение образовательной деятельности по экспериментированию :
Живая природа «Где живут зернышки», «Почему семена сеют в землю», «Какие цветы сохраняются дольше: срезанные или оставшиеся на растении»,«Могут ли животные жить в земле», «Есть ли у растения органы дыхания», и др.
Неживая природа детьми провела исследования по темам: «Волшебница вода», «В поисках сокровищ», «Магнитное притяжение земли» и др. Рассматривание снежинок на участке детского сада Эксперименты «Статическое электричество», «Определение свойств воды»
Проведение экспериментов на тему «Воздух-невидимка», «Воздух и звуки», «Где есть воздух?»
Человек С детьми провожу исследования по темам: «Откуда берется голос», «Ящик ощущений», «Зачем человеку глаза», «Есть ли у глаз помощники»,«Мыло – фокусник», «Стеклянный город», «Чудесные спички», «Солнечные зайчики» и др.
Определение свойств материалов: резина, камень, бумага
экспериментирование со стеклом и зеркалами (отражение света, увеличение предметов, светопроницаемость)
Результативность деятельности по развитию познавательной активности у детей представлена в виде достижения по критериям, предложенные Прохоровой Л. Н.
Критерии:(Слайд)
- Ребенок умеет выделять проблему, находить противоречие;
- Ребенок умеет формулировать вопрос;
- Ребенок умеет ставить цель исследования;
- Ребенок умеет осуществлять поиск эффективного решения проблемы;
- Ребенок умеет выдвигать гипотезу;
- Ребенок умеет описывать явления и процессы;
- Ребенок умеет формулировать выводы и умозаключения;
- Ребенок умеет самостоятельно проводить исследование;
- Ребенок проявляет интерес к экспериментированию.
Результаты проведенной работы по развитию познавательной активности у детей вы можете увидеть на диаграмме Слайд (диаграмма)
Результаты 2016-2017 учебного года
Месяц
Уровни Ноябрь Май Май
Количество детей и %
Высокий 2 – 8% 4 – 16% 5 – 17%
Средний 10 –40 % 15 – 60% 12 – 45%
Низкий 13 – 52% 6 – 24% 11 – 38%
Результаты 2017-2018 учебного года
Месяц
Уровни Ноябрь Май
Количество детей и %
Высокий 6 - 23% 8 - 31%
Средний 16 - 62% 15 - 58%
Низкий 4 - 15% 3- 11%
По результатам мониторинга можно сделать вывод, что проведенная работа была результативной по отношению к достижению цели. В процессе осуществления познавательной деятельности дети научились видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. У всех детей проявляется интерес к проведению опытов, рефлексивные навыки, т. е. умение делать выводы, аргументировать свои суждения. Но не у всех детей, получается, самостоятельно выдвигать гипотезы, установить противоречие, затрудняются в поиске решения проблемы. Проведенная работа позволила повысить уровень развития любознательности, исследовательских умений и навыков совершенствовать умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами.
У детей сформировались личностные характеристики: появилась инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми, потребность отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими.
Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности, к пониманию того, что не надо торопится давать ребенку готовые ответы, а предоставить ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.
Так, как родители являются обязательными участниками образовательных отношений, поэтому вовлекались в процесс реализации задач по теме «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».
Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:
1. Педагогическое просвещение родителей
- информационные стенды;
- памятки, буклеты («Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Занимательные опыты на кухне»)
-личный сайт ;
- папки-передвижки («Организация детского экспериментирования
в домашних условиях»)
2. Вовлечение родителей в образовательный процесс группы.
- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в конкурсе уголков экспериментирования);
- посещение открытых мероприятий «Почему семена сеют в землю?»;
Работа с родителями осуществляется через проведение:
- родительские собрания «Экспериментальная деятельность дошкольников в семье»2016г., «Проведение экспериментов летом»2017г. ;
- консультации «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка» 2016.; «Экспериментально – исследовательская деятельность в домашних условиях» 2017г., «О влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребё нка-дошкольника», 2018 год.
- тематические выставки;
- тематические дни;
- выставки совместных работ;
- создание совместных проектов: «Дошколята защитники лесов» (2017г.)
- анкетирование.
Анкетирование родителей: «Удовлетворенность родителей работой педагога»; «Организация познавательно-исследовательской деятельности ребенка дома»; «Диагностическая карта определения готовности родителей к опытно – экспериментальной деятельности с детьми».
Анкета для родителей «Экспериментальная деятельность ребёнка»
Результаты анкетирования родителей по теме «Удовлетворенность работой педагога» показали, что воспитатель пользуется авторитетом у родителей на 93%, с педагогом можно обсудить вопросы воспитания и развития ребенка (97%); воспитательно-образовательный процесс строится с учетом интересов и возможностей детей, применяются современные методы и технологии; родители удовлетворены работой педагога на 98%. В ходе анкетирования по направлению «Экспериментальная деятельность детей», «Организация познавательно - исследовательской деятельности» родители проявляли интерес к данной проблеме, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем- либо (30%, поддержка (25%, сотрудничество (45%). Хотя не все родители считают, что ребенок должен заниматься познавательной деятельностью вместе с родителями (35%).
Для оценке результативности своей работы по данной теме я использую следующие критерии.
1. Повышение уровня развития познавательной активности через увеличение количества детей, проявляющих высокую познавательную активность во всех видах деятельности.
2. Повышение качества экологического образования через формирования предпосылок к учебной деятельности (ФГОС).
3. Повышение интереса дошкольников к самостоятельной экспериментальной деятельности через увеличение количества детей с высоким уровнем знаний об объектах живой и неживой природы.
Ожидаемые результаты моей работы :
- повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему,
-принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление,
-выделять существенные признаки и связи,
-сопоставлять различные факты,
- выдвигать различные гипотезы,
-отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,
- делать определенные умозаключения и выводы);
- совершенствование умений определять,
- анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов,
-самостоятельно проводить опыты с веществами;
- формирование личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.).
Таким образом, перспектива развития опыта заключается :
- в продолжении работы по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность;
- в усовершенствовании предметно-развивающей среды с учетом ФГОС;
- активизации участия родителей в развитии познавательной активности дошкольников в рамках ФГОС.
В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
ЛИТЕРАТУРА
1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год
2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009
4. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005
6. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство : Сфера, 2008
7. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
8. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
9.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.
10. Королёва Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. –СП. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС «, 2016г. -62с.
16. Интернет- ресурсы