Наталья Рябова
Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из методов познания закономерностей и явлений окружающего мира в системе дошкольного образования является метод экспериментирования, который даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотноше-ниях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификация, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следует отметить положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Исследования известного психолога Н. Н. Поддъякова указывают на ведущую роль детского экспериментирования в развитии ребёнка-дошкольника. Николай Николаевич отметил: "В течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели". В 90-ые годы в ходе исследовательской работы, он пришёл к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определенными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти. Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребёнок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу - изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные. Моделировать приобретенный опыт дети будут позже, в игре. Опираясь на труды Л. С. Выготского и Н. П. Поддъякова, стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребёнок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.» Процесс познания – творческий процесс, необычайно важный в личностном становлении ребёнка – дошкольника. Экспериментирование побуждает творческую и познавательную активность детей, стимулирует воображение ребёнка, включает его в творческую деятельность. Экспериментирование позволяет насытить атмосферу группы детского сада разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии. Кроме того, экспериментирование – это естественная, закономерная форма познания ребёнком окружающего мира, соответствующая его возрасту. Экспериментированием пронизана сама жизнь ребёнка – дошкольника. Соприкасаясь с окружающим миром, он ежеминутно, ежечасно исследует, экспериментирует и в итоге – познаёт.
Публикация «Экспериментирование и исследовательская деятельность в детском саду (из опыта работы)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Развитие познавательной и творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования стало очень актуальным. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, начиная со средней группы, направлены на то, чтобы помочь ребёнку приобрести не только новые знания о том или ином предмете, но и развить у него навыки взаимодействия с объектом, познание его свойств, связей и т. п. Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребёнка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В отечественной науке экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребёнка.
При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые ребёнком самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Метод детского экспериментирования не труден : он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.
В своей группе я организовала кружок детского экспериментирования и исследовательской деятельности «Юные экспериментаторы». Стараюсь предоставлять своим воспитанникам возможность удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путём самостоятельного исследования мира.
Центр детского экспериментирования преобразовала в мини-лабораторию исследовательской деятельности. В нашей лаборатории имеются:
* приборы-помощники: увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, мерные ложки и др. ;
* сосуды разного объёма, изготовленные из различных материалов (стекло, пластмасса, металл);
* коллекции природного материала (образцы почвы - песок, глина, чернозём; камни, семена растений, мох, спил деревьев, опилки, ракушки, перья, гербарии и др.);
* технические материалы: гайки, скрепки, шурупы и др. ;
* разные виды бумаги (картон, гофрированная, салфетки);
* бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки и т. д.);
* красители (гуашь, акварельные краски);
* образно-символический материал (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок, графические –наглядные модели, иллюстрированные схемы-таблицы, условные изображения в виде карт (глобус, карта Земли и т. п.);
* дополнительное оборудование: фартучки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Здесь же выращивают растения, ухаживают за ними, наблюдают за их изменениями в процессе роста.
Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности.
Типы экспериментов, проводимые мною в работе с дошкольниками :
* экспериментирование с предметами и их свойствами (освоение причинно- следственных связей и отношений);
*экспериментирование с растениями («Огород на окне», «Цветник»);
* экспериментирование с объектами неживой природы;
* коллекционирование (камни, гербарий, ракушки);
В результате у дошкольников формируются такие начально-ключевые компетентности, как социально-коммуникативные (через опыты, наблюдения дети взаимодействуют друг с другом, идёт подборка материалов для опытов, проговаривание результатов опыта, наблюдений); художественно-эстетические (оформление дневников наблюдений). Развивается информационная осведомлённость (через опыты, наблюдения дети получают знания).
В летний период экспериментальная деятельность проводится на улице. Дети сами выбирают, какой эксперимент они хотят провести.
Организация работы по экспериментированию ведётся по трё м взаимосвязанным направлениям:
* живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
* неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.);
* человек (функционирование организма, рукотворный мир, др.).
Основные аспекты экспериментальной деятельности, которые обязательно учитываются:
— детское экспериментирование свободно от обязанности (во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы);
— не следует жёстко регламентировать продолжительность опыта;
— в процессе детского экспериментирования не придерживаться заранее намеченного плана, так как в данном процессе ребёнок начинает мыслить самостоятельно, в группе создается творческая атмосфера, способствующая умственному развитию ребёнка;
— поощрять детские высказывания и рабочий диалог;
— признавать право ребёнка на ошибку;
— учитывать индивидуальные способности каждого ребёнка.
Критериями оценки знаний и умений стали следующие показатели:
*проявление устойчивого интереса и эмоционального отклика на выбор опытно-экспериментальной деятельности;
* понимание проблемы исследования, умения чётко сформулировать цель (что нужно сделать);
*способность планировать свою деятельность, выделять этапы;
*использование разнообразных материалов и оборудования в проведении опытов и экспериментов; способность самостоятельно действовать по алгоритму или образцу, проявлять творческие способности;
*умение делать выводы, подводить итоги, сравнивать, обобщать.
При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:
– безопасность для жизни и здоровья детей
– доступность расположения
Работа с родителями.
Для повышения педагогической грамотности родителей подобраны консультации по исследовательской деятельности дошкольников, постоянно обновляется наглядная информация по проведению исследовательской деятельности, проводится анкетирование с целью выявить отношение родителей к вопросам экспериментирования, организуются родительские собрания по теме, организуются практикумы с родителями по экспериментированию. Привлекаем родителей к оформлению и пополнению уголка экспериментирования в группе. Также родителям детей рекомендуется создать дома уголки экспериментирования.
Когда мои воспитанники достигают старшего возраста, я начинаю внедрять в свою педагогическую практику метод проектной деятельности. Этот метод, основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. На своём опыте я убедилась, что более раннее внедрение этого метода не эффективно. К старшему дошкольному возрасту при грамотном сопровождении у детей появляется устойчивое внимание, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза, адекватной самооценке, а самое главное - стремление к совместной деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.