Ольга Чеботарева
Экспериментально-исследовательский детско-родительский проект «Лук — зелёный друг» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Структура проекта
1. Паспорт проекта
2. Ресурсное обеспечение проекта
3. Методическое обеспечение проекта
4. Актуальность темы
5. Цель проекта
6. Задачи проекта
7. Выявление имеющихся знаний
8. Составления плана реализации проекта
9. Реализация проекта
10. Презентация
11. Результаты работы над проектом, подведение итогов
12. Приложение
1 Паспорт проекта
Вид проекта - познавательно-исследовательский, творческий;
Тип проекта - коллективный;
Участники - дети первой младшей группы, родители и педагоги;
Публикация «Экспериментально-исследовательский детско-родительский проект „Лук — зелёный друг“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Продолжительность - краткосрочный;
Сроки реализации - с 28.03.19 г. до 28.04.19 г.
Условия реализации
• Целенаправленность и систематичность
• Мотивированность
• Творческая среда
• Психологический комфорт
• Возрастные особенности
Среда реализации - развивающая предметно-пространственная среда, развивающие виды деятельности;
Направление деятельности - практически действенное: организация образовательной деятельности воспитанников в форме совместной партнерской деятельности в соответствии с ФГОС ДО; повышение заинтересованности детей и родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей;
Приоритетная образовательная область - познавательное развитие;
Интеграция образовательных областей - социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, трудовое воспитание;
Выход - выставка газеты «Лук – зеленый друг»
2 Нормативно-правовое обеспечение
1. Конвенция о правах ребенка;
2. Закон РФ «Об образовании»;
3. Концепция дошкольного воспитания;
4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
5. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» РФ от 04.07. 2014.N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
6. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. 2016. – 368 с.
7. Приказ Минобрнауки от 17.10. 2013 г. №115 «Об утверждении ФГОС ДО».
Материально – техническое обеспечение:
Развивающая среда, природный уголок, дидактические игры, познавательная литература, мультимедийное оборудование, фотоаппарат, наглядные пособия.
3 Методическое обеспечение:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. 2016. – 368 с.
2. Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольного образования. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
3. Корочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М. : Мозаика-Синтез,
2003. – 70 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
6. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005. 3. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001
7. Интернет ресурсы.
Используемые технологии:
1. Предметно-развивающей среды;
2. здоровье сберегающие технологии;
3. технология исследовательской деятельности;
4. личностно-ориентированные технологии;
5. информационно-коммуникационные технологии;
Содержательные направления по образовательным областям проекта «Лук – зеленый друг»
Приоритетная образовательная область
Познавательное развитие:
• Откуда берется лук?
• Зачем он нужен?
• Что нужно чтобы его вырастить?
• Как его использовать?
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие
• Какую можно организовать выставку?
• Какие могут быть игровые и проблемные ситуации?
• Как привлечь родителей к образовательному процессу?
Речевое развитие
• Какая есть литература о луке?
• Есть ли загадки, пословицы?
• Какие стихи, потешки можно выучить?
• Какие могут быть беседы?
Физическое развитие
• Полезен ли лук для здоровья?
• В какие подвижные игры можно играть?
• Физкультминутки.
• Прыжки, бег, хороводные игры.
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование лука в пальчиковой технике красками.
• Лепка из пластилина.
• Оформление газеты «Лук – зеленый друг»
4 Актуальность
Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
5 Цель
Целью проекта является создание условий для развития познавательного интереса и экспериментальной деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей и их родителей в практическую деятельность по выращиванию лука.
6 Задачи
Обучающие: расширить знания детей о растениях, их полезных свойствах. Изучить строение лука и условиях, необходимых для его роста. Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
Развивающие: формировать умение у детей ежедневно ухаживать за луком в комнатных условиях, умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Развивать речь, активизировать словарь по данной теме. Развивать двигательную активность, координацию движений и мелкую моторику. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - луку, через стихи, загадки, проектно-исследовательскую деятельность. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц. Наблюдать за изменениями роста луковиц.
Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе. Прививать желание заботиться о своем здоровье. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип учета возрастных особенностей;
• Принцип опоры на интересы ребенка;
• Принцип наглядности;
• Принцип последовательности;
• Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
7 этап «Выявление имеющихся знаний»
Метод «трех вопросов»
Что знаем?
• Каждый день надо кушать (Катя П.)
• Лук полезный (Маргарита П.)
Зеленый лук – это растение (Илья Щ.)
• Лук растёт на грядке (Женя Л.)
• Лук горький (Вероника Г.)
• Лук зеленый (Миша М.)
Что хотим узнать?
• Зачем нужно кушать лук (Света С.)
• Какие еще бывают овощи и фрукты? (Вероника Г.)
• Где лук растет? (София Г.)
• Можно мне самому вырастить лук? (Тимур Ч.)
Как узнать?
• Спросить у родителей и воспитателей
• Почитать книги энциклопедии
• Посмотреть телевизор
• Посмотреть в интернете
• Провести опыт
8 Составления плана реализации проекта
Задачи: сбор сведений и материалов для реализации познавательной деятельности, подбор необходимой литературы.
Используемая литература:
1. Н. Ф. Губанова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада»
2. О. А. Соломенникова «Секреты хорошего урожая. Лук»
3. В. И. Фатьянов «Лук, чеснок, зелень (посадка, уход, защита, уборка, хранение)»
4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Ю. Г. Круглов. — М. : Просвещение, 1990. 9. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа». – М, 2014.
5. Наглядно-дидактическое пособие «Набор карточек Мозаика-Синтез Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет. ФГОС»
6. Наглядно-дидактическое пособие «Овощи. Дидактический материал с конспектами занятий И Васильева Издательство: Стрекоза 2016 г.
7. Мультфильм «Приключения Лунтика и его друзей», серия «Лук», студия «Мельница» 2010 г.
План реализации проекта
Этап «Подготовительный»
Задача: создать условия для реализации познавательной деятельности.
Предметно-развивающая среда:
1. Подбор семян;
2. Подбор наглядного материала;
3. Подбор дидактических игр;
4. Подбор методобеспечения;
Этап «Основной»
Задача: реализация проекта:
1. Высадка лука в грунт;
2. Уход за растениями;
3. Сбор урожая;
4. Серия занятий по теме.
Консультации для родителей:
1. «Лук от семи недуг»
2. «Любимые рецепты с луком»
Этап «Заключительный»
Задача: отчет о проделанной работе:
1. Выставка газеты «Лук – зеленый друг!»;
2. Выставка пророщенного лука;
3. Оформление проектной деятельности;
4. Подведение итогов по теме проектной деятельности.
9. Реализация проекта
Совместная деятельность с детьми
• Выставка газеты «Лук – зеленый друг!»
• выставка пророщенного лука
• Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Овощной магазин» (ежедневно)
• Загадки об овощах и фруктах.
• Стихотворения об овощах.
• Чудесные сказки о луке. (систематическая работа в течение проекта
• «Витамины в банке» (лепка из пластилина)
• «Лучок» Изображение лука с помощью пальчиковой техникой рисования краской
• «Лук для борща» (лепка из пластилина)
• Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Овощное домино»,
• «Попробуй и отгадай», «Да - нет».
«В саду, в огороде» (ежедневно)
• Беседы «О луке»
• Разучивание стихотворения про лук.
• Физкультминутки (см. приложение)
• Подвижные игры (см. приложение)
• Высадка растений в грунт
• Сбор урожая
Самостоятельная деятельность детей
• Просмотр детского мультфильма Лунтик, серия «Лук»
• Раскрашивание изображения лука цветными карандашами
• Чудесные сказки о луке (систематическая работа в течение проекта)
• Дегустация сырого зеленого лука, салата с зеленым луком.
• Наблюдение за растущими зелеными листьями лука.
• Беседы детей, обмен мнениями о проделанной работе
• Дидактическая игра «Найди лук»
• Уход за растениями. (полив, рыхление почвы)
Совместная деятельность детей и родителей
• Родителям вместе с детьми посетить продуктовый магазин с целью узнать к какому виду продуктов относится лук.
• Родителям поговорить с детьми «Какой бывает лук?»
• Приготовления блюд с добавлением лука
• Сбор картинок, пословиц, стихов о луке
• Родителям поговорить с детьми о том, как лук влияет на здоровье человека.
• Совместно с детьми приготовить разрезную мозаику с изображением лука.
Совместная деятельность воспитателей и родителей
• «Лук – зеленый друг!», фоторепортажи родителей о выращивании лука с детьми дома.
• Распечатать для детей раскраски с изображением овощей и фруктов
• Обмен рецептами с использованием лука
• Загадки, пословицы о луке
• Консультации для родителей «Лук от семи недуг», «Любимые рецепты с луком»
• Закупка необходимых материалов для реализации проекта (грунт, контейнеры, семена лука)
10 Презентация
Педагогами была оформлена стенгазета по итогам проведенной работы совместно с детьми и родителями «Лук – зеленый друг».
У детей, родителей и педагогов остались хорошие впечатления и удовлетворенность от проделанной работы.
11 Результаты работы над проектом, подведение итогов
Дети:
• Дети приобрели первый опыт исследовательской деятельности.
• Дети узнали о строении лука, его внешних признаках.
• Изучили условия необходимые для роста растения.
• Дети узнали о труде, прилагаемом для выращивания лука.
• Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость, осознание собственных умений.
• Усилился интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми
Родители:
• Повысилась мотивация родителей к совместной познавательной творческой работе.
• В ходе проекта родители являлись одним из неотъемлемых звеньев единого педагогического процесса.
• Наблюдалось сближение семей в достижении общей цели.
Педагоги:
• В тесном сотрудничестве с детьми и родителями педагоги проявляли свое творчество, как в качестве консультантов, так и непосредственно в совместной образовательной деятельности.
• Повысился уровень доверия и расположения между родителями и педагогами.
• Повысилась профессиональная компетентность педагогов.
• Расширилась возможность использования проекта как эффективной формы образовательной деятельности и интегрированного метода образования детей.
Диагностические данные работы над проектом:
Вопросы для детей
1. Что такое лук?
2. Откуда лук появляется?
3. Какую форму имеет лук?
4. Какой у лука вкус?
5. Какого цвета бывает лук?
6. Что нужно чтобы вырос лук?
7. Лук полезен?
8. Как его можно употреблять?
Начало проекта:
Низкий уровень развития - 23 - 85%
Средний уровень развития - 4 - 15%
Конец проекта:
Низкий уровень развития - 6 - 22%
Средний уровень развития - 8 - 30%
Высокий уровень развития - 13 - 48%
12 Приложение
Стенгазета по итогам проведенной работы совместно с детьми и родителями «Лук – зеленый друг».
Беседы, рассказы по теме
Беседа «О луке»1
Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких незнаек нет. И не надо быть опытным луководом, чтобы вырастить это растение. Белый, фиолетовый, жёлтый – каких только цветов не бывает эта древнейшая на земле овощная культура.
Родина репчатого лука – горные районы Средней Азии. В качестве культурного растения первыми его научились использовать жители Индии и Афганистана. Затем он начал своё «победное шествие» и в другие страны мира.
Был такой старинный обычай.
Когда в южных селениях по улице двигался свадебный кортеж, то во главе его шёл крестьянин с огромным венком из репчатого лука – символом благополучия молодой семьи. Праздничный венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между собой в своей особой «луковой» манере. До сих пор венки, косы, плетеницы из лука в ходу.
Беседа «О луке»2
Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.
Сказка про овощи
Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зелёный огурец был весёлый, озорной, никогда не унывал и часто подшучивал над другими овощами. Красный помидор был важный, напыщенный. Он часто заявлял: «Я думаю, сегодня пойдёт дождь». И, когда дождь действительно шёл, он говорил: «Вот видите, я был прав!» Если же дождя не было, помидор делал вид, будто он ни при чём. Оранжевая морковка всё время скучала и причитала: «Вся моя краса спрятана под землёй, какая я несчастная!» Белокочанная капуста была добродушной и словоохотливой. Она всем рассказывала, что когда-то у неё было всего два листочка, а теперь очень, очень много! Коричневый картофель был очень дружелюбным. Он дружил со всеми овощами и всем помогал. Репчатый лук был вредный. Он любил, когда все вокруг проливали слёзы. Вот такие разные овощи жили на огороде.
Овощи на грядке.
Летом посадили овощи в огороде: свеклу, морковку, лук, капусту и тыкву. Солнышко грело, дождик поливал и росли овощи быстро на грядке. Птички собирали вредных жуков, кошки ловили кротов-землекопов. Хорошо и дружно жилось овощам в огороде. Овощи росли и рассказывали друг другу сказки, пели песни, только одно их огорчало, что не могут они друг до друга дотянуться и поиграть ведь растут они на разных грядках. Лето подошло к концу, наступила осень. Стало холодно и дождливо в огороде, все сказки были рассказаны, все загадки загаданы - загрустили овощи. Но пришла пора собирать урожай. Люди выкопали и собрали овощи, принесли в дом, почистили, порезали и сварили из них вкусный овощной суп. Вот уж обрадовались овощи, когда встретились в одной кастрюле все вместе! Стали они бегать друг за дружкой, догонять, ловить и снова убегать. Весело кружился вкусный и полезный овощной суп на плите.
Физическая активность
Физкульт минутка 1 Дети встают в хоровод, выполняют игровые действия по команде воспитателя, водящий в круге.
Есть у нас огород, там зеленый лук растет.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши. (Ребенок встает в круг)
Танцуй как можешь,
Выбирай кого захочешь!
Тот кого выбирают стае новым водящим.
Физкульт минутка «Расти, расти лучок» Ход игры: дети встают в круг и приседают, они стали луковицами. Водящий (воспитатель) будто поливает «луковицы» из лейки и они вырастают (дети встают на ноги). Выглядывает солнышко, и лук радуются (прыжки, хлопанье в ладоши) Повторение игровых действий 2- 3 раза.
Физкульт минутка 3 «В огород пойдем…»
В огород пойдем, дети идут по кругу, взявшись за руки
Урожай соберем,
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем собирать.
Мы морковки натаскаем «таскают»
И картошки накопаем «копают»
Срежем мы кочан капусты «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный показывают круг руками (три раза)
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
Познавательное практическое занятие
Тема занятия: «Посадка лука»
Цели. Познакомить детей со свойствами лука: круглый, твердый, горький, заставляет плакать. Сообщить, что из него можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный. Учить детей сажать луковицы в землю.
Для роста зелени нужна вода и солнце.
Материал для занятия: луковицы, ячейки с землей, совочки, лейки с водой.
Занятие по лепке
Тема: «Лук для борща»
Цель: Закрепление у детей знания обобщённых понятий. Овощи.
Задачи:
1. Закрепить у детей умения лепить круглые формы, используя приём сплющивания, вытягивания.
2. Формировать у детей интерес к лепке.
3. Воспитывать у детей внимания, старательность.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением разных овощей, лука, загадки, игровой магазин.
Материалы:
Пластилин, дощечка, стека, муляжи овощей, картинки.
Экспериментальная деятельность
Земля. Занятие - беседа - исследование: Узнаем, какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая. Материал, оборудование: земля в контейнерах 2.
Вода. Занятие – опыт - эксперимент: Вода и растения.
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений Материал, оборудование:
2 контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце. Занятие – опыт - эксперимент: Солнце и лучок.
Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей. Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек. Занятие – опыт - эксперимент: Человек и лук.
Цель: Выявить, насколько луку необходим уход человека. Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и луком (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).
Пословицы о луке
• Лук от семи недугов лечит.
• Ешь лук - чаще зубы будут
• Лук и мёд кашель быстро уйдёт.
• Лук с чесноком - родные братья.
• Лук - добро и в бою и во щах
• Лук - от семи недуг.
• Лук да баня все правят.
• Кто ест лук, тот избавлен от мук.
• Лук во щах и голод прощай
Загадки про лук
• Никого не огорчает, а всех плакать заставляет. (Лук)
• Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
• Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук)
• Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а. (Лук)
• Пришёл барин с грядки, весь в заплатках, кто не взглянет, всяк заплачет. (Лук)
• На вкус горький,
А не редиска.
Шуба рыжая,
А не лиска.
Лежит клубком,
А не киска (лук)
• Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки.
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка. (Лук)
• Сарафан не сарафан,
платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
досыта наплачешься. (Лук)
• Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (Лук)
• Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а (Лук)
• Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук)
• Скинули с Егорушки Золотые перышки
Заставил Егорушка Плакать и без горюшка. (Лук)
• Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь. (Лук)
• Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать. (Лук)
• Птица в норе, Хвост во дворе.
Кто перья выдирает,
Тот слезы утирает. (Лук)
• Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? – Я вам друг
Я – простой зелёный… (Лук)
• Тише деточка не плач.
Это с нашей грядки врач.
Исцелить любой недуг
Может огородный… (Лук)
Рецепты от родителей Окрошка из редиса и зеленого лука с яйцами:
- Кефир - 500г, вода (кипяченая)
- 500г, редис - 300г, зеленый лук
- 100г, яйцо - 2 шт., укроп,
- соль - по вкусу.
Лук вымыть и нарезать, редис вымыть и нашинковать. Яйца отварить вкрутую, обдать холодной водой, очистить и порубить. Укроп вымыть и мелко нарезать. Все перемешать, залить разбавленным водой кефиром, посолить.
Яичница с зеленым луком:
- Яйца 3 шт.
- Лук зеленый 4 перышка;
- Соль по вкусу
Очищенный, промытый зеленый лук очень мелко нарезать, посолить, положить на сковороду и потушить до мягкости. Затем тушеный лук разровнять на сковороде, залить взбитыми яйцами и жарить до готовности.
Салат из зеленого лука с творогом и укропом:
- Лук зеленый - 50 г
- Укроп резаный - 2 ст. ложки
- Сметана - 1/2 стакана
- Зеленый салат - 4-5 листиков
- Соль.
Протертый нежирный творог смешиваем со сметаной, мелко нарезанными укропом и зеленым луком, подсаливаем. При подаче в салатницу или тарелку положить несколько листиков салата, на них горкой творог, смешанный с зеленью и луком, а сверху поливаем сметаной.
Зеленый лук со сметаной и яйцом:
- Лук зеленый - 1 пучок;
- Укроп - 1 пучок;
- Яйца (варёные) - 1-2 шт. ;
- Майонез - 1 ст. ложка;
- Сметана - 3 ст. ложки;
- Зеленый салат - 4-5 листика;
- Кукуруза – 1 б. ;
- Зеленый горошек – 1 б. ;
Подготовленные зеленый лук и укроп промываем, даём стечь воде, затем нарезаем. В салатницу на листья зеленого салата выкладываем лук с укропом, поливаем сметаной с майонезом, оформляем дольками яйца, сваренного вкрутую, добавляем кукурузу и зеленый горошек.