Татьяна Мурыгина
Детско-родительский проект во второй старшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Семейная память важна для воспитания чувства гордости за свой род. Изучая историю своей семьи, каждый ребенок знакомится с историей всей России.
Проблема
Публикация «Детско-родительский проект во второй старшей группе „Моя семья“» размещена в разделах
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Однако, следует отметить, что объём знаний у детей по данной теме ограничен. Опрос среди детей показал, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Мало кто из них знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», который поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, привить чувство привязанности к семье и дому.
Проблемные вопросы:
Что такое семья?;
Для чего человеку нужна семья?;
Из кого состоит семья?;
Откуда берет начало моя семья?;
Знать профессии родителей.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный (апрель –ноябрь 2018г.)
Участники проекта : дети группы, педагоги, семьи воспитанников.
Цель проекта : Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй. Активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта
Задачи проекта :
формировать у детей представления о семье;
формировать представления о родственных отношениях;
закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.
Планируемый результат со стороны детей:
• знают историю своей семьи,
• знают семейные традиции, праздники и участвуют в них,
• сформирован интерес к познанию истории своей семьи,
• родители участвуют в образовательном процессе своих детей.
Планируемый результат со стороны педагога:
• активизируется поисковая деятельность,
• установятся доверительные и партнёрские отношения с родителями,
• создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.
Планируемый результат со стороны родителей:
• повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы
• повысится педагогическая культура родителей.
• заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества
Продукт проектной деятельности
Составление совместно с родителями «Генеалогическое древо»
Выставка «Герб моей семьи»
Создание альбома группы «Профессии родителей», «Любимые рецепты»
Проведение мастер-классов и конкурса с участием родителей «Поделки из бросового материала», «Осенние фантазии», «Испеку угощения вместе с мамой»
Экскурсии на работу к родителям: «парк Ораниенбаум», «В/ч 74429», «Пожарно-спасательная часть»
Рубрика «Устами младенца» - Моя семья
Стенгазета «Поздравление для мам»
Продукты изодеятельности по теме
Консультации для родителей по теме
Итоговое мероприятие – развлечение: «Хорошо рядом с мамочкой моей»
1 этап. Подготовительный
• Составление паспорта проекта
• Анкеты для родитетелей
• Подбор детской художественной литературы для чтения детям
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
• Диагностика и выявление проблемы
Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье.
ФИ ребёнка, параменты ребёнок Ф. И. О. Дедушка
Бабушка Домашний адрес Семейные традиции Профессии родителей
фамилия имя отчество мама папа Родители папы Родители мамы город улица № дом
25 чел. -25
-0
-0 -25
-0
-0 -10
-2
-13 -9
-4
-12 -10
-2
-13 -5
-12
- 8 -8
-10
-7 -22
-0
-3 -13
-2
-10 -5
-3
-17 -5
-5
-15 -10
-2
-13
Условные обозначения: – хорошо, – затрудняется, – не знает.
При анализе результатов выявилась проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Света”, “дядя Саша”. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.
2 этап: Основной
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых:
Социально- коммуникативное развитие
Беседы:
«Мой дом,моя семья»
«Что такое гениалогия?»
«Здоровый образ жизни в моей семье»
«Как зовут твоих родителей»
«Выходной день в моей семье»
«Профессии родителей»
«Род и Родословная»
«История моей семьи»
«Моя мама - лучше всех»
«Как я помогаю дома»
Сюжетно-ролевая игра
«Угощение»
«Семья»,
«Дочки-матери»,
«Семейный праздник»
«Повар»
«Магазин»
«Экскурсовод»
«Водитель»
«Больница»
«Парикмахерская»
«Автомастерская»
Фантазийная игра «Жила-была мама», «Если бы я был моим папой…»
Игры – драматизации по произведениям «Гуси лебеди», «Кот, петух и лиса»
Игра – тренинг «Я потерялся», «Я один дома», «Свой, чужой, знакомый» (ОБЖ)
Дидактические игры
«Мамины помощники»
«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать»
«Кто ты для мамы и для бабушки»,
«Назови ласково»,
«Как мы помогаем родным»
«Кому что нужно для работы»
«Назови бабушку и дедушку»
«Назови сестренку и братишку»
«Кто старше»
«Скажи наоборот»
«Расскажи о своем генеалогическом древе»
«Радость - или огорчение?»
«Мой дом»
«Назови ласково»
«Бабушкино лукошко» (вредная и полезная еда)
«Кем быть»
«Кому, что нужно для работы»
«Что сначала, что потом» (сервировка стола)
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование
«Моя бабушка»
«Моя семья»
«Портрет папы»
«Комната моей мечты»
«Кем работают наши родители»
«Праздник в нашей семье»
«Чайный сервис» (закрепляем дымковский орнамент, «Хохломские ложки расписные»)
Рисование праздничных открыток мамам, папам
Пластилинография
«Цветы для бабушек и мам»
Аппликация
«Моя семья – моя рука»
«Блюдце гжель» (объемная аппликация)
Лепка
«Кукла- пеленашка» ,«Чайный сервиз», «Кот на кресле», «Торт на день рождение»
конструирование из бумаги «Сердце» (техника торцевания, из помпонов, «Цветок для мамы»
конструирование из строительного материала «Мой дом - моя крепость»
Речевое развитие
Чтение и обсуждение литературных произведений: стихи, рассказы, соответствующей тематике:
Е. Благинина «Посидим в тишине»,
В. Белов «Даня»,
С. Михалков «А что у вас?»,
Б. Емельянов «Мамины руки»,
А. Платонов «Ещё мама»,
В. Осеева «Волшебное слово»,
К. Ушинский «Косточка».,
М. Матвеева «Синяя чашка»,
К. Паустовский «Теплый хлеб»,
С. Маршак «Сказка об умном мышонке»,
В. Катаев «Цветик- семицветик»,
Е. Пермяк «Мамина работа»,
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»,
В. Белов «Мамина дочка»,
Л. Толстой «Старый дед и внучек»,
А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»,
В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»,
Т. А. Шорыгина «Похищенное имя»,
Б. Житков «Чудесное имя».
Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса».
Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Загадки по теме
Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Что если бы?», «Что предмет расскажет о себе», «Хочу быть как мама/ папа»
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Я знаю 5 имен девочек/мальчиков»,
«Моя семья и я любим…»
с мячом, «Кто быстрее соберет»
«Где мы побывали, что мы повидали»
«Стирка»
«Упрямые козы»,
Игра- эстафета «Кто быстрее добежит» (команда мальчиков и команда девочек)
Игра-соревнование «Разложи рабочую и праздничную одежду»(с обручами)
Физминутки «Семейная зарядка», «Кто приехал?»
Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей»
Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники» (картотека)
Познавательное развитие
НОД по познавательному развитию: «Моя семья», «Профессии», «Мое имя», «Наши права и обязанности», «Моя Родина», «Мой город –Ломоносов», «Герб моей семьи», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Семейные праздники и традиции».
Тематические беседы: «Права и обязанности в семье», «Моё имя», «Кем работают мои родители?», «Моя дружная семья», «Традиции моей семьи», «Папа мой лучший друг», «Любимый отдых членов семьи», «Наши выходные», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Мой родной город».
Конструирование из строительного материала «Мой дом - моя крепость», «Парк развлечений»
Выкладывание из геометрических фигур членов своей семьи.
Графическое упражнение: «Напечатай по образцу свою фамилию и имя»
Моделирование по схемам с помощью палочек Кюизенера (для мальчиков задание- разнообразные виды «водного» и «воздушного» транспорта, для девочек- интерьер комнаты для куклы); Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге.
Просмотр мультимедийных презентаций «Моя семья», «Профессии», «Путешествие в мир посуды», «Веселая семейка мебели».
Просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик», Федорино горе», «Мойдодыр».
Взаимодействие с семьями воспитанников
Консультации для родителей: “Родословная – старинная русская традиция”, “Памятка по составлению генеологического дерева», «Семейные традиции», «Роль семьи в воспитании дошкольника», «Заповеди для родителей» «Совместные игры дома»
Индивидуальные беседы-консультации
Акция “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка к лету д/с, «Будь заметен на дороге»
День открытых дверей: «Приходите в гости к нам, будем рады всем гостям»
Создание альбомов: «Герб моей семьи»,«Генеалогическое древо», «Профессии родителей», «Любимое блюдо семьи»
Конкурс – выставка «Поделки из бросового материала», «Осенняя фантазия», «Испеку угощение вместе с мамой»
Книгоиздание «Любимая сказка»
Совместные тематические экскурсии на работу к родителям: «Парк Ораниенбаум», «В/ч 74429», «Пожарно-спасательная часть»
Участие в конкурсах района: «Родник жизни»
Изготовление альбома для родителей - Рубрика «Устами младенца» - Моя семья
Итоговое мероприятие – развлечение: «Хорошо рядом с мамочкой моей»
3 этап: Заключительный
Мультимедийная презентация проекта
Анализ достижения поставленных целей, результатов.
Самооценка степени реализации проекта.
Выставка детского творчества.
Результативность.
За время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Это можно увидеть в итоговой таблице.
Сводная информационно-диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье.
ФИ ребёнка, параменты ребёнок Ф. И. О. Дедушка
Бабушка Домашний адрес Семейные традиции Профессии родителей
фамилия имя отчество мама папа Родители папы Родители мамы город улица № дом
25 чел. -25
-0
-0 -25
-0
-0 -19
-4
-2 -21
-2
-2 -20
-3
-2 -18
-3
- 4 -17
-4
-4 -25
-0
-0 -21
-0
-4 -19
-2
-4 -23
-0
-2 -23
-2
-0
Условные обозначения: – хорошо, – затрудняется, – не знает.
1. Дети знают:
-прошлое своей семьи, могут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе
-в своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как «уютный дом», «родной дом», «мои родственники» и др.
-пополнился словарный запас
-приобрели представления об общечеловеческих ценностях
-научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям пожилого возраста
-развито чувство гордости за свою семью
2. В процессе работы над проектом взрослые и дети подробно изучили семьи воспитанников с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
3. По ходу проекта появились некоторые затруднения:
В группе есть неполные дети
Разная национальность членов семьи
У некоторых детей уже нет бабушек и дедушек, они о них ничего не знают
Оценка результатов:
Мы считаем, что главным критерием эффективности данного проекта стала активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа. А для этого нужно выстраивать отношения взаимосотрудничества и взаимопомощи, чтобы цепочка Детский сад-ребенок-семья, стал треугольником, в котором нет острых углов, а есть хорошо налаженная взаимосвязь.
Вывод:
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребёнка в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Перспектива
Создать проект «Моя семья – мой д\с».