Надежда Доронина
Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экспериментально- исследовательской деятельности в старшей группе детского сада
По теме: «Свойства предметов и материалов. Тонет - не тонет»
Цель: Развитие способности делать умозаключение, исходя из наблюдений, при помощи опытов, анализа и сравнений.
Задачи:
1. Вызвать интерес к экспериментальной деятельности.
Публикация «Экспериментально-исследовательская деятельность в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
2. Формировать исследовательские и познавательные умения.
3. Развивать творческое мышление.
4. Активизировать знания детей о свойствах предметов окружающего мира.
Оборудование: нарисованная карта местности; таз с водой; предметы, различные по качеству материала (металлические, деревянные, пластмассовые, бумажные, стеклянные, тканевые); деревянная палка.
Основные методы: наблюдение, эксперимент, метод эвристических заданий.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассмотреть карту прежде, чем они отправятся в путь.
В: Представьте, что мы отправляемся в поход за грибами и ягодами. Но на пути к лесу расположено большое озеро, а нам нужно попасть на другую сторону, потому что именно там растут белые грибы. Как нам попасть туда? ( ответы детей: найти лодку, сделать лодку)
-У нас нет никаких инструментов, и к тому же мы не умеем это делать ( ответы детей: поплывём). Но многие совсем не умеют плавать ( ответы детей: возьмём круги).
-Я согласна с вами, либо на лодке, либо на плоту, либо с помощью большого бревна, либо с помощью кругов. А ногами, в брод, можно перейти? ( ответы детей: можно)
-А если очень глубоко, мы можем утонуть. Подумайте, ребята, где можно перейти озеро? ( ответы детей: где мало воды)
- А как определить, сколько воды впереди? Чем можно проверить глубину? Давайте поэкспериментируем.
Воспитатель берёт палочку и показывает способ измерения глубины, объясняет.
В: А если я возьму длинную палку и пойду первой? Так пересекают болотистые места, потому что тина «засасывает» и человек не сможет выбраться без помощи других людей. Если есть мелкие участки и небольшие переходы, только тогда этот способ можно использовать.
В: Ребята, а давайте пофантазируем. А если бы мы заранее собирались в путешествие по озеру, то могли бы сделать лодку или плот. А вы знаете, из каких материалов можно изготовить лодку? ( ответы детей: из дерева)
В: А как вы думаете, почему одни предметы тонут в воде, а другие плавают на поверхности? От чего это зависит? Давайте проведём эксперимент.
Воспитатель предлагает детям выбрать из множества предметов тот, который не утонет, опустить в таз с водой, и объяснить причину происходящего ( Например: сухая палочка не тонет, она легче воды, но если пропитается, то потонет). Дети методом проб и ошибок, отвечая на наводящие вопросы воспитателя, находят предметы, которые не тонут (пластмассовый полый шар, резиновый мяч, деревянный кубик).
В: Ребята, почему одни предметы тонут, а другие нет? ( ответы детей: они разные, отличаются)
- Назовите мне отличия (из дерева, из металла, из резины). Предметы изготовлены из разных материалов, а ещё некоторые тяжёлые, поэтому тонут. А полые, в которых есть воздух, тоже не тонут.
- Из какого материала лучше всего сделать плот? ( ответы детей: из дерева; из такого же материала, как у куклы).
В: Тонут ли в воде деревянные предметы?
• Тонут ли металлические?
• Тонут ли пластмассовые?
Обсуждаем с детьми и делаем вывод. Воспитатель поздравляет детей с успешно завершённым экспериментом и вручает медали исследователей.