Любовь Солейникова
Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста.
Академик педагогических наук Н. Н. Подъяков отмечал, что «деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую. Последняя деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
Публикация «Экспериментальная и опытническая деятельность детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Наша задача – в рамках ФГОС ДО, сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними. Эту задачу мы реализуем в процессе экспериментирования.
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. Как говорил великий философ Конфуций «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму!»
В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и заключается в том, что дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Детское экспериментирование реализуется через разные виды детской деятельности : игра, познавательно-исследовательская деятельность, наблюдение, развитие речи.
У детей средней группы (4 – 5 лет) познавательное развитие становится более целенаправленным: развивается умение принимать и правильно понимать информацию. Появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро пропадает.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников мы используем различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный мотив (почему так);
• ситуация выбора.
В этой возрастной группе мы проводим эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды, снега, песка, бумаги, воздуха, магнита и т. д.
Цель экспериментальной деятельности :
• Созданий условий для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желание находить решения в проблемной ситуации.
• Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности :
• Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
• Развивать у детей представления о химических свойствах веществ.
• Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звук, тепло, замерзание и таяние воды и т. д.).
• формировать элементарные математические представления (упражнять в количественном счёте).
• Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении игр - экспериментов (увеличительное стекло, песочные часы, весы, микроскоп и др.).
• Развивать у детей умственные способности (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
• Формировать социально – личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.
Работу по экспериментированию начали со средней группы. Работа осуществляется согласно плану с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет, как часть НОД и в совместной деятельности во второй половине дня, а так же во время прогулки.
Работу по экспериментированию организовали по двум направлениям, каждое из которых представлена несколькими темами:
• живая природа – многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др. ,
• неживая природа – воздух, вода, вес, свет, песок, цвет и др.
На вводном занятии мы детей познакомили с оборудованием и правилами поведения, а так же предложили детям стать «сыщиками», которые должны «расследовать дело» - выявить свойства, качества того или иного явления, вещества, материала. Во время каждой образовательной деятельности «сыщики» изучают объект исследования в соответствии с темой.
Во время занятия проводим один-два эксперимента (в зависимости от сложности).
С детьми мы проводили следующие опыты и эксперименты :
1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.
Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).
2. Прозрачная вода.
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вкус).
3. Вода принимает форму.
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
4. Какие предметы могут плавать?
5. Делаем мыльные пузыри. Подушка из пены.
6. Воздух повсюду. Воздух работает.
7. Свет повсюду. Свет и тень
8. Замёрзшая вода. Тающий лёд.
9. Песочная страна. Фокусы с магнитом и т. д.
3. Игры с песком.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Мы не торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно или с помощью взрослого, так возникают мини проекты.
Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, любознательной и творческой личности.