Неля Рогожникова
Экспериментальная деятельность в старшей группе «Наблюдение за веточкой смородины»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста –прирождённые исследователи, они познают окружающий мир. Внутреннее стремление детей к исследованию создаёт условия для психического развития как процесса саморазвития. В процессе экспериментальной деятельности ребёнок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Экспериментальная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает все познавательные способности, учит детей принимать нестандартные решения. Развиваются не только интеллектуальные способности, но и умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, доказывать свою правоту. Во время эксперимента происходит интеграция с другими видами деятельности : чтение, игровая деятельность, художественно –творческая. Всё в комплексе ведёт к развитию всестороннее развитой личности. Предлагаю Вашему вниманию наблюдение за смородиной в старшей группе.
Публикация «Экспериментальная деятельность в старшей группе „Наблюдение за веточкой смородины“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Смородина, ягоды
- Старшая группа
- Темочки
Чтобы привить детям бережное отношение к природе – необходимы наблюдения за ней, чтобы с ранних лет дошкольники понимали, что все деревья и кустарники - живые и ломать на них ветки нельзя, им больно. Мы с прогулки принесли ветки смородины. Поставили их в вазу с водой, каждый день наблюдали изменения и обратили внимание, что набухают почки. Затем появились листочки и дети обратили внимание, что у смородины они ажурные. В процессе наблюдений дети сделали вывод о роли света, тепла и влаги в жизни растений. Но наблюдение решили продолжить и посмотреть появятся ли цветы и плоды.
Наблюдение за веточками смородины
цель: Развивать интерес к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веток смородины, дать представления о том, что растения живые и могут расти и развиваться, если только для них созданы необходимые условия- свет, вода, тепло, уход. Развивать эстетическое чувство и положительное восприятие окружающего мира, чувства радости от красоты природы. показать значение воды в жизни растений. Бережное отношение к растениям.
Предварительная работа: исследование температуры воды на улице, эксперимент с ветками деревьев. Чтение худ. литературы, рассматривание картин, рисование деревьев и кустарников. Наблюдение за деревьями и кустарниками на прогулке.
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня идя на работу, я нашла веточки, они лежали на дороге. И мне стало жалко, и я принесла их к нам в группу. И теперь предлагаю вам попробовать определить веточки какого дерева или кустарника у меня в руках
Ответы детей.
Воспитатель: Как можно узнать какое это растение? Посмотрите на некоторых веточках есть засохшие листочки, может, кто -то узнал это растение? Значит можно определить по внешнему виду, а еще ребята можно определить по запаху. Понюхайте веточки, узнаёте запах?
Воспитатель: Молодцы ребята! Мы с вами определили, что у нас в руках веточки кустарника смородины. Чем полезна смородина (ягодами, листочки заваривают от простуды). Какого цвета бывают ягоды у смородины?
Ответы детей:
Воспитатель: Ягоды бывают чёрные, красные и белые.
Воспитатель: Молодцы! Вы уже много знаете о растениях. А как вы думаете, эти веточки еще можно спасти?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно ребята, мы с вами попробуем их спасти, мы поставим эти веточки в воду, а вы уже знаете что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому, и будем наблюдать за изменениями. которые будут происходить с нашими веточками, и будем записывать вот в этот блокнотик.
Воспитатель: сейчас я записываю дату сегодняшнего дня 28 января 2015года. Ставим веточки, и помещаем их на окно поближе к солнцу. Скажите,ребята, зачем необходим солнечный свет?
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы! Правильно солнце поможет появиться росткам быстрее, будет их греть, и они будут расти
Воспитатель: молодцы! Поставили, а теперь не трогаем эти вазочки, что бы ни травмировать веточки
первый день эксперимента
03.02.2015
Воспитатель: здравствуйте ребята! Давайте посмотрим, что произошло с нашими веточками. ?
Воспитатель: Сегодня 3 февраля, прошла неделя как мы с вами поставили наши веточки в воду, интересно, есть ли изменения? Подойдите к столу, внимательно смотрим, кто что заметил?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Правильно вы заметили, набухли почки.
Вы очень внимательные. Мы с вами увидели изменения,которые произошли с веточками, а теперь внимательно посмотрим на веточки которые находятся в воде, что вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель: мы видим, что изменений пока нет, это говорит о том, что изменения в воде происходят медленнее, чем на воздухе.
А теперь ответьте мне на такой вопрос: что необходимо для того чтобы у веточек появились листочки?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему в группе растение развивается, а на улице еще нет?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, Молодцы! в группе много тепла и света, вода в вазе согрелась, а на улице холодно. Мы создали условия для роста и развития наших веточек (взаимосвязь живой и неживой природы) поэтому почки распустились и появились первые нежные клейкие зеленые листочки, которые создают особенную красоту в группе.
прошла неделя,что изменилось
09.03.2015год
Воспитатель: здравствуйте ребята, сегодня мы продолжаем наблюдение за нашими веточками, сейчас мы посмотрим,какие произошли изменения с ними. Кто заметил?
Ответы детей:
Воспитатель: молодцы! Правильно заметили, листочки раскрылись чуть больше, и появились корешки, а давайте вспомним, какие веточки были на прошлом наблюдении.
Ответы детей.
Воспитатель: Очень хорошо! А ответьте мне на такой вопрос: что бы веточки распускали свои листочки и пускали корни для этого нужно что?
Ответы детей.
01.04.2015год
Воспитатель: Здравствуйте,ребята! Сегодня мы с вами снова посмотрим на наши веточки и на их изменения.
Воспитатель : кто какие изменения видит?
Ответы детей: (листочки распустились полностью и корешков стало больше,появились маленькие цветочки т. д)
Воспитатель: молодцы, очень внимательно посмотрели. Обратите внимание на погоду за окном, что мы видим?
Ответы детей:(снег, ветер, мороз –зима.)
Воспитатель: правильно! За окном еще холодно, хотя уже наступил, какой месяц?
Ответы детей:
Воспитатель: верно, уже наступил март и по календарю уже весна, но на улице еще мороз и снег, а у нас в группе уже хорошее настроение, так как веточки, которые распустились, напоминают весну. Давайте понюхаем веточки. Что вы чувствуете?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно, пахнет летом. А что необходимо, чтобы наши веточки дальше развивались?
Ответы детей:(тепло, свет, вода)
Первые плоды.
14.04.2015.
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наблюдения за нашими веточками. Посмотрите внимательно на веточки и скажите что изменилось?
Ответы детей:
Воспитатель: вы конечно молодцы, все правильно сказали, но если вы посмотрите внимательно, то увидите еще одно изменение, которого не было на прошлом наблюдении. Кто же из вас первым увидит это изменение?
Артем: посмотрите, а тут ягодки зеленые.
Воспитатель: Молодец, Артем! Ты внимательно посмотрел, а теперь все посмотрите, вот здесь мы видим две зелененькие ягодки. Помните, мы с вами на прошлом занятие смотрели и видели цветочки, вот теперь на их месте появились ягодки. Какой мы можем сделать вывод, ребята
Ответы детей
Воспитатель: Все это правильно, а еще можно сказать, что мы с вами все делаем правильно: вовремя добавляем воды, поворачиваем наши веточки к солнцу.
Воспитатель: на следующем занятие мы посмотрим что изменится.
20.04.2015.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы снова с вами сегодня посмотрим на наши веточки, и конечно же увидим, что изменилось за это время.
Высказывание детей:
Воспитатель: молодцы! Вы правильно заметили, ягоды стали черными, значит, они поспели, конечно, их можно есть, но мы с вами их есть не будем мы их оставим. А что еще вы видите?
Ответы детей:.
Воспитатель: молодцы! Корней много, значит, что необходимо сделать?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно, посадить их в землю. А что необходимо для того чтобы наши веточки отросли?
Ответы детей:
Воспитатель: молодцы! Поэтому, мы с вами будем ждать теплой погоды, а затем вынесем веточки в огород, найдем там место и посадим. А что у нас вырастет?
Ответы детей:
Воспитатель: будем ждать тепла.
Итог нашего эксперимента – созревшие ягоды.
26.05.2015год
Воспитатель: Вот и наступило тепло, а значит ребята, сегодня последний день нашего занятия по наблюдению за веточкой смородины. Давайте вспомним с чего мы начинали?
Ответы детей
Воспитатель: молодцы! Правильно вы все вспомнили. А сейчас мы с вами пойдем на огород и посадим наши веточки. Что из них вырастет?
Ответы детей
Воспитатель: правильно, смородина. А как вы думаете, какое место мы должны выбрать для смородины?
Ответы детей
Воспитатель: молодцы! Место должно быть солнечным. Что нам необходимо взять с собой в огород?
Ответы детей
Воспитатель: хорошо! Берем лопату, лейку с водой. Давайте вспомним, что нельзя делать в огороде?
Ответы детей
Воспитатель: все пошли в огород. Посадим смородину и будем ждать урожай!