Галина Санникова
Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Занятие в старшей группе «Чудеса природы. Снежинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Чудеса природы. Снежинка.
Занятие – эксперимент
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Возрастная группа : старший возраст.
Тип занятия : интегрированное.
Вид занятия : проблемное, творческое.
Форма проведения: занятие – эксперимент.
Задачи:
Публикация «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста, Занятие в старшей группе „Чудеса природы, Снежинка“» размещена в разделах
- Зима
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Снежинка
- Снежинки. Конспекты занятий
- Снежинки. Поделки и рисунки
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Обучающие: познакомить детей с научным прибором лупа, закрепить знания детей о свойствах снега, расширять представления детей об окружающем нас мире, закреплять умения создавать поделки в технике квиллинг, учить выполнять поделку, используя схему.
Развивающие: развивать образное и пространственное мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы, творческие способности, умение наблюдать, учить детей анализировать, делать выводы, развивать сенсорное восприятие окружающего мира.
Воспитательные: развивать коммуникативные способности детей, прививать художественный вкус, формировать умение и навыки работать вместе, воспитывать самостоятельность, любознательность, вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
активизировать положительные эмоции, продолжать учить детей создавать композицию из отдельных подготовленных деталей в технике квиллинг, развивать слуховое, зрительное внимание и восприятие, развивать мелкую моторику рук.
Средства обучения:
для педагога: аудиозапись «Вальс снежинок» П. И. Чайковского, поделка – снежинка;
для детей : лоток со снегом, салфетки, лупы, фотографии снежинок, базовая заготовка для поделки, схемы снежинок в технике квиллинг.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, игры и опыты со снегом; рассматривание снежинок; чтение стихотворений: Константин Бальмонт «Снежинка», С. Козлов «Снежинки».
Словарная работа: лупа, увеличительное стекло, снежинка, легкая, воздушная, пушистая, квиллинг.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, взгляните вокруг. Что вы увидели необычного в нашей группе?
Предполагаемые ответы детей : снег.
Воспитатель:
- Да, это снег. Давайте представим себя учеными и исследуем снег.
Какого он цвета?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:
- Какой снег на ощупь?
Предполагаемые ответы детей : холодный, влажный.
Воспитатель:
- Что будет со снегом, если он постоит немного в тепле?
Предполагаемые ответы детей : он растает и превратится в воду.
Вывод: снег - это замерзшая вода, он тает в тепле.
Воспитатель:
- Как называются мельчайшие частицы, из которых состоит снег?
Если дети затрудняются ответить, педагог загадывает загадку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке (снежинка)
Воспитатель:
Снежинка — снежный или ледяной кристалл, чаще всего в форме шестилучевой по концам звёздочки или шестиугольных пластинок.
Учёные утверждают, что снежные кристаллы бывают девяти основных форм: пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, оледенелая снежинка, круговидная снежинка.
- Попробуйте рассмотреть в комочке снега снежинки. Это сделать в подтаявшем снеге практически невозможно. Как же ученые рассматривают снежинки, наблюдают за ними? Проводить целый день на улице зимой, в мороз очень холодно, можно заболеть. Как же быть?
(Дети предлагают свои решения).
Воспитатель:
- Помогает ученым фотосъемка.
Показ фотографий снежинок.
Воспитатель:
- Но ведь снежинки крохотные. Как же рассмотреть их?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель:
- Но мы можем рассмотреть их поближе. Есть оптические приборы. Давайте проведё м опыт: посмотрим на снежинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется линза.
Линза – это толстое стекло, выпуклое с двух сторон.
Когда свет проходит через линзу, то его лучи преломляются, и маленькое нам кажется большим.
А если к линзе прикрепить ручку, то получится – лупа.
Лупа – это научный прибор, который используют для рассматривания чего-то очень маленького.
Воспитатель раздаёт детям лупы и предлагает посмотреть на снежинки через лупу. Дети рассматривают снежинки.
Дидактическая игра «Найди пару для своей снежинки».
Воспитатель:
- Это лупа нам помогла как следует рассмотреть каждую снежинку. Сейчас предлагаю вам самостоятельно рассмотреть различные предметы с помощью лупы и рассказать своим друзьями, что же вы увидели. Можно рассматривать муравьев и червячков, камушки, травинки, исследуйте все, что вам интересно! Можно даже рассмотреть веснушки у друга на носу.
- Ребята, а как вы думаете, где еще используют линзу? В каких приборах и предметах? (Ответы детей)
- Если поставить две линзы в оправу, получатся очки. Линзу используют в биноклях и подзорных трубах. А так же в микроскопах и телескопах.
- Вы рассмотрели снежинки. Какие они?
Предполагаемые ответы детей : белые, красивые, резные, круглые, разные, блестящие.
Воспитатель:
- Что делают снежинки?
Предполагаемые ответы детей : летают.
Воспитатель:
- Правильно, они лёгкие, воздушные.
Пальчиковая игра «Снежинка»
Маленькая снежинка села на ладошку
(Дети показывают снежинку)
Я ее поймаю, посиди немножко.
(Накрывают ее ладошкой)
Раз, два, три, три, четыре, пять
(Загибают пальчики)
Отпускаю полетать
(Дуют на снежинку).
Игра повторяется с другой ладошкой.
Воспитатель:
- Люди всегда восторгались красотой снежинок. Многие композиторы сочиняли музыку, любуясь снегопадом. Русский композитор П. И. Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик» и назвал ее «Вальс снежинок».
Мы с вами тоже превратимся в снежинки и будем танцевать под музыку. (Дети изображают - присели, медленно встают, подняв руки вверх, затем тесно прижимаются друг к другу, расходятся, кружатся и медленно садятся) .
Дети присаживаются на коврик.
Воспитатель:
- Люди не только сочиняли музыку, любуясь красотой снежинок. Поэты писали стихи о снежинках, художники рисовали картины. Многие люди пытались воссоздать красоту природы.
Педагог показывает образец снежинки в техники квиллинг.
Воспитатель напоминает детям, что из длинных полосок бумаги дети скручивают форму «капелька», а из коротких полос форму «колечко». Показывает образцы снежинок в разных вариантах исполнения.
Воспитатель:
- Предлагаю составить из деталей – модулей свою снежинку.
Дети составляют снежинки из 6-ти деталей – «глазков». Затем выбирают себе схему и продолжают составлять снежинку, используя детали согласно схеме.
Воспитатель:
- Мы сегодня были учеными – творцами: исследовали снег, использовали оптический прибор – лупу, рассматривали фотографии снежинок, создавали свои снежинки. Полюбуемся нашими снежинками. Возьмемся за руки и заведем хоровод «снежинок».
Звучит аудиозапись «Вальс снежинок» П. И. Чайковского.
Воспитатель:
- Но наши снежинки очень непрочные, хрупкие. Что же нужно сделать?
Предполагаемые ответы детей.
Воспитатель: В свободное время мы склеим снежинки, соединим их в одну гирлянду и украсим ими группу.