Елена Михайлова
Конспект ООД по экспериментальной деятельности «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательной развитию для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие Капельки»
Программное содержание:
- Формировать первичные представления об объектах окружающего мира. Познакомить с новым свойством воды: вода растворяет сахарный песок, краску (гуашь, не растворяет речной песок; закрепить знания о ранее изученных свойствах воды;
-Развивать любознательность и познавательную мотивацию к экспериментированию;
Публикация «Конспект ООД по экспериментальной деятельности „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и само регуляцию собственных действий; формировать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
- Наблюдения: «Вода в окружающей среде», «Дождь», «Снегопад», «Облака», Снег», «Снежинка», «Лед».
- Беседа «Вода вокруг нас»
- Чтение стихотворения Э. Мошковской «Речка», Б. Заходера «Первый снег», В Фетисова «Речка зимой», С. Махорина «Первый мороз».
- Загадывание загадок о воде
- Опыты с водой «Вода прозрачная», «У воды нет вкуса», «У воды нет запаха», «Вода – жидкая, может течь».
Материалы и оборудование:
Аудиозапись (шум прибоя, голоса птиц, капелька с загадками, ноутбук, картинки, на которых зафиксированы результаты опытов; стаканы с водой по 3 штуки на каждого ребенка: ведерко; розетки; речной песок, сахарный песок, гуашь (красная, синяя, зеленая, желтая, акварельные кисточки, подставка для кисточек, салфетки.
Ход ООД
1 часть. Вводная.
Воспитатель: Ребята, давайте дружно поздороваемся с гостями (поздоровались). Возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
- Ребята, к нам в гости пришла Капелька. (капелька здоровается) Она очень грустная. Оказывается, она потеряла своих капелек-подружек. Поможем Капельке найти подружек? Как вы думаете, где могут быть ее подружки? Наверно капелек мы будем искать там, где много воды. Для этого мы отправимся в кругосветное путешествие по воде. Что за транспорт передвигается по воде? ( Ответ детей: пароход, лодка, яхта, катер, катамаран и т. п.) Как одним словом назвать этот транспорт? (Водный). Что же мы выберем? Удобней усаживайтесь ребята, спинки выпрямите. Представим, что мы поплыли по воде (на корабле). Закройте глаза и послушайте, как плещется вода за бортом (аудиозапись «шум прибоя»). А сейчас глазки открывайте. Что вы услышали? Сейчас послушаем рассказ капельки, как она сюда попала.
2 часть. Основная.
Капелька : Жил был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца, очень похожего на него.
- Ты кто? – спрашивает он.
- Я – ручеек. А ты кто?
- И я ручеек, - отвечает наш ручей. Давай дружить, и потечем дальше вместе.
Так, воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку, по пути щедро даря воду людям, вам ребята. Пришел Человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами.
Поставил Человек насосы, чтобы качать из реки и подавать ее в водопровод. Но какой бы ни казалась чистой вода Человеку, в ней все равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Чтобы чистая вода попала к нам, Человеку пришлось построить очистительные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я, Капелька, попала к вам.
Воспитатель: Вот какой долгий и сложный путь проделывает капелька и она становиться драгоценной, так как дорого обходиться человеку.
Ребята, посмотрите, впереди показался остров. Давайте причалим к острову. (Тихая музыка с голосами птиц).
Воспитатель: Как здесь красиво, птички поют! Ребята, этот остров не простой, это остров загадок и тайн. Вот около пальмы я вижу красивое ведерко. Давайте мы в него заглянем, что в нем? Капелька, это не твои подружки? Вот мы и нашли их. Но эти капельки не простые, эти капельки с загадкой. Милые мои, вы любите отгадывать загадки? Сейчас мы узнаем, как вы умеете это делать. Ну-ка, где у нас загадка? Отгадаем ее. Если вы ответите правильно, то на экране увидите картинку-отгадку.
1. В синем небе, как по речке
Белые плывут овечки,
Держат путь издалека
Как зовут их… (Облака)
Воспитатель: Ребята, вы ответили правильно. Сейчас на экране мы увидим картинку-отгадку.
2. Люди ждут, зовут
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
3. Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)
4. Что за звездочки сквозные
На пальто и платке
Все сквозные, вырезные
А возьмешь – вода в реке. (Снежинка)
5. То спокойная, шумливая
И широкая, красивая
Любят плавать в ней и нырять
Огороды, сады поливать. (Река)
Воспитатель: Ребята! Что объединяет все эти отгадки. О чем они? (О воде)
Ребята, здесь еще одна капелька есть, но она другого цвета. Почему? Как она изменила свой цвет? Чтобы разгадать эту загадку капельки, мы пойдем дальше и поищем ответ. Подойдите ребята сюда.
(Воспитатель и дети подходят к доске, где находятся картинки, на которых зафиксированы результаты опытов)
Воспитатель: Вода – волшебница. Да потому, что вода бывает очень разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными и льдинками или горячим паром. Вот какая она разная! Раз вода волшебная, значит, есть и Волшебница Вода. У нее очень много тайн, но некоторые тайны мы открыли.
Воспитатель: А какие свойства воды вы уже знаете? Определите по этой карточке. (Открывает одну карточку). (У воды нет запаха; вода не пахнет. У воды нет вкуса. Вода течет, переливается, льется. Вода разливается. Вода прозрачная). Молодцы! Много свойств вы знаете. Как вы думаете, мы нашли здесь ответ, почему капелька другого цвета? Капелька, здесь тебя мы тоже не смогли помочь, но ты не расстраивайся, мы обязательно найдем ответ.
Ребята, а пока давайте поиграем. У Воды-волшебницы есть любимая игра «Капелька».
Физкультминутка под музыку – «Шум дождя».
Дождик капнул на ладошку --- правой рукой касаемся левой
На цветы --- круговые движения правой рукой
И на дорожку --- обе руки перед собой
Льется, льется – ой-ой-ой! --- покачивание головы
Побежали мы домой. --- бег на месте
Ну что же идем дальше, впереди нас ждет чудесная полянка
«Исследовательская» (экспериментирование).
Воспитатель: Одеваем халаты и садимся за столы. Познакомимся с другими свойствами воды, проделаем с ней несколько опытов. А хотите ли вы открыть новую тайну воды? (ответы детей)
Воспитатель: Что вы видите? (стаканы с водой, песок речной, песок сахарный, краску). Давайте все вместе в один стакан с водой положим речной песок и размешаем. Что получилось? Видите ли вы песок? (Песок остался в стакане. Мы его видим).
Теперь в другой стакан положим ложку сахарного песка и хорошо размешаем. Что произошло? Видим ли сахарный песок? Почему? (Сахарный песок растворился, его не видно). А что произошло с речным песком (Он не растворился, остался на дне стакана)
Как вы думаете, какой песок нам надо положить на дно аквариума? Сахарный песок или обычный речной? Почему? (Нужен речной песок, он не растворяется в воде) А если бы мы положили сахарный песок. Что случилось бы? (Сахарный песок растворился, и вода в аквариуме стала сладкой). А как вы думаете, что произойдет с краской? Возьмем краску и добавим ее в воду. Что произошло? Почему вода стала цветной? (краска в ней растворилась). Кто-нибудь из вас догадался сейчас, почему капелька зеленого цвета? (п. ч. в воду попала краска и краска растворилась в ней). Вот мы убедились на нашем опыте, почему капелька такого цвета стала.
Мы открыли еще одну тайну воды, вернее ее свойство. Какое? (В воде растворяется сахарный песок, краска, но наш опыт показал, вода не растворяет речной песок)
Ребята, у меня на столе волшебная бутылочка. В бутылке вода какая? (Прозрачная). Сейчас я взбалтываю воду. Чудо! Вода стала цветной. Как же это случилось? (изнутри крышки намазала цветной гуашью).
3 часть. Заключительная.
Воспитатель: А теперь снимаем халаты. Наше путешествие подходит к концу. Пора нам обратно в детский сад. Садитесь поудобнее. Пока мы плаваем, вспомним, для чего нам нужна вода? Где мы ее ежедневно используем? Кто нуждается в воде? А как вы бережете воду?
Воспитатель: Всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней. Давайте обращать внимание на воду, будем беречь ее. Если вы заметите не закрытый кран – закройте. Будьте бережливыми и дома, и в саду. На этом наше плавание закончено. Вот мы уже в детском саду. Капельке очень понравилось путешествовать с вами. Она говорит, что вы очень внимательные, любознательные и предлагает вам выпить стаканчик минеральной воды. Она очень полезна для нашего организма.