Лобанова Света
Особенности и возможности экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность – поддерживаем инициативу и творчество, формируем познавательные интересы у детей дошкольного возраста
Актуальность темы
Ребенок по своей природе очень любопытен. Еще они любят фантазировать. Еще они задают много вопросов. Открытых вопросов.
Образование ребенка невозможно без поиска инновационных технологий, которые развивают творчество детей, формируют в них полезные навыки саморазвития и самообразования, то возникает необходимость прибегать к экспериментальной деятельности — методу, направленному наилучшим образом на формирование универсальных знаний у детей.
Публикация «Особенности и возможности экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты.
Ж. Пиаже, который проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков,доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Слово «эксперимент» происходит от греческого языка и переводится «как проба, опыт».
Наш соотечественник Николай Николаевич Поддьяков – автор ряда исследований в области детского экспериментирования. Поддьякову Н. Н. принадлежит высказывание: «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой»
Возможности организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста рассмотрены в работах современных авторов: О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир.
Цель работы – раскрыть особенности и возможности экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Экспериментальная деятельность — каковы особенности?
Какими средствами осуществляется экспериментальная деятельность?
Какие качества развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?
Каковы преимущества экспериментирования перед другими видами деятельности в дошкольном возрасте?
С чего начинается процесс экспериментирования?
Этапы экспериментальной деятельности
Какие материалы и оборудование используются в экспериментальной деятельности?
Проблематика
Однако на сегодняшний день разработанные методики организации детского экспериментирования внедряются в практику работы педагоговмедленно и в недостаточном объеме. А развитие познавательной активности у детей актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Стадии познавательного развития
К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
1. К первой стадии мы относим любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
2. Любознательность - стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. В качестве примера проявления любознательности можно привести тот факт, что ребёнок часто задаёт вопросы познавательного характера, например: «Почему трава зелёная?», «Для чего корове хвост?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы. Неоспоримый факт, что интеллектуальные способности ребенка во многом зависят не от «наследственности», а от пытливости ума. Как он получает информацию? Прежде всего, в общении со взрослыми. Эти вечные беседы на тему: «А почему. снег белый? И утки не тонут? Земля круглая, а не квадратная?» желательно всегда поддерживать. Нужно стараться всячески поощрять эту любознательность, расширяя кругозор вашего малыша и давая ему некую систему знаний о мире. И не спешите отвечать на все вопросы. Чаще спрашивайте у вашего «почемучки» : «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок «покопается» в непонятной для него информации.
3. Познавательный интерес, характеризующийся повышеннойустойчивостью, ясной избирательнойнацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которойглавное место занимают познавательные мотивы. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования.
4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим познавательную активность. Её источником является познавательная потребность. Процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Познавательная активность выступает как природный интерес ребенка к окружающему миру. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют : внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета.
Особенности экспериментальной деятельности
С чего начинается процесс экспериментирования?
Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать, - считал В. А. Сухомлинский
Наблюдение — это первая ступенька к началу экспериментальной деятельности. Ребенок смотрит на различные объекты, у него идет интенсивный мыслительный процесс, в результате которого развивается логика мышления, внимание, появляются различные идеи к проведению эксперимента.
Следующей ступенью к проведению опыта, эксперимента отмечают размышление об увиденном. Как уже указано выше, при наблюдении за объектом или предметом ребенок использует логику мышления. Размышление о том, что видит дошкольник, помогает ему выдвинуть какую-то исследовательскую гипотезу, оценить ее, решить для себя, интересно ли это, оригинально ли.
Следующий этап очень трудный для детей — измерение, замер. Здесь используются первичные математические знания ребенка.
Экспериментирование возможно, если:
- создано методическое сопровождение работы по формированию познавательного интереса;
- включены опыты как в совместную деятельность педагога и детей, так и в самостоятельную деятельность детей в режимных моментах;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда разнообразным материалом и оборудованием (создание картотеки игр и упражнений для воспитателей и родителей).
- организовано взаимодействие с родителями (консультации для родителей, выпуск буклетов: «Растим Любознайку», «Домашние опыты с водой», «Как организовать экспериментирование дома»).