Марина Тарарыева
Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность, потому что все усваивается крепко и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольных учреждений.
Данная деятельность оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе, так и на общее психическое развитие ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Мастер-классы для педагогов
- Темочки
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников, представленных в различных исследованиях (О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, указывается на необходимость максимально использовать данный период времени для воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Однако, явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие [5, с. 17].
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в исследовательских работах О. Иогансона, А. А. Быстрова, Р. М. Басс, А. М. Степановой, Э. И. Залкинд, Е. И. Волковой, Е. Геннингс и др.
В настоящее время в систему дошкольного образования внедряется эффективный метод формирования понятий о закономерностях и явлениях окружающего мира - метод экспериментирования.
В самом общем виде эксперимент - это способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или мыслимый объект с целью его исследования, познания свойств, связей и т. д.
Важнейшая особенность эксперимента состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать, изменять его в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда еще в зачаточной форме, можно обнаружить в детском экспериментировании с предметами и явлениями. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Детское экспериментирование характеризуется насыщенностью эмоций, затрагивающих глубинные личностные структуры ребенка. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не только осмотреть и пощупать эти объекты, но и преобразовать их, изменить, расчленить с целью познания внутренних связей и отношений. В этом процессе ребенок выступает как настоящий экспериментатор : он неутомимо изобретает все новые способы воздействия на окружающие предметы и явления. знаний, неизвестных данному конкретному человеку. [7, с. 42]
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых, может выступать как метод обучения, если применяется для передачи новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если он основан на методе экспериментирования.
Детям 4-5-ти лет присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Известно, что к среднему дошкольному возрасту заметно нарастает поисково-исследовательская активность, направленная на обнаружение нового. Нередко дети пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного.
Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Средний дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.
Результатом познавательно-поисковой деятельности, независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т. п., такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность. Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми.
Средний дошкольник уже пытается систематизировать накопленную и полученную информацию. Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится сравнивать, делать выводы и выяснять закономерности. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.
Накопленные к 5-ти годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано и где очень важно экологическое равновесие). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения [5, с. 28].
Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста приобретает следующий ряд навыков данной деятельности : совместно с педагогом видеть проблему, принимать и ставить цель, выделять основные признаки объекта и его связи с окружающим миром, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать графически результаты, т. е. он приобретает первоначальные навыки экспериментирования.