Мусакаева Ольга Витальевна
Экспериментальная деятельность «Пластилин» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность «Из чего сделан пластилин? Каковы его свойства?»
Цель: определить главное свойство пластилина.
Оборудование: картинки домов с печным отоплением, кусок глины, воск, сало, красители в виде порошка или обычных красок; деревянный кубик, брусок пластилина, магнит, кусочек ткани, скорлупа ореха, маленькая ложка; пластилин красного, черного, белого цветов, свеча, спички, контейнеры с водой, бруски плавающего пластилина, фрагмент мультфильма «Фиксики»
Ход эксперимента:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
-Ребята, как вы думаете, когда появился пластилин? (варианты ответов
детей)
-Пластилин появился более 100 лет назад, его использовали только
взрослые, а для каких целей я вам расскажу чуть позже.
- Как вы думаете, из чего может состоять пластилин?
Воспитатель включает фрагмент из мультфильма «Фиксики»
-Что входит в его состав? (в основном, размельченный порошок глины с
добавлением воска, сала, красителей) Воспитатель обращает внимание
ребят на картинки с составляющими пластилина.
- Ребята, а сейчас давайте проведем небольшой эксперимент. Приглашаю в
нашу лабораторию.
Я нечаянно рассыпала бусинки. Помогите мне их собрать. Только есть одно
условие: нельзя прикасаться к бусинкам руками, но зато можно использовать
предметы, которые вы видите перед собой (деревянный кубик, брусок
пластилина, магнит, кусочек ткани, скорлупа ореха, маленькая ложка)
Дети экспериментируют. В ходе эксперимента выясняют, что лучше всего
удалось собрать бусинки при помощи пластилина.
- Какие свойства пластилина помогли вам справиться с заданием? (пластилин
– липкий) Правильно, именно это свойство пластилина использовали раньше
люди для чистки стен от копоти, ведь было печное отопление, стены и
потолок покрывались мелкими частичками сажи, которые плохо смывались.
(Воспитатель показывает картинки домов с печным отоплением) И люди
придумали липкую серую массу (пластилин, которая «приклеивала» к себе
копоть, также, как в нашем эксперименте с бусинками. И вот однажды одна
девочка взяла в руки эту липкую массу… Как вы думаете, что произошло
дальше? (детские варианты истории)
-Ребята, какими еще свойствами обладает пластилин? (ответы детей)
Давайте проверим их опытным путем, предлагаю работать в парах.
Опыт 1. Как вы думаете, может ли пластилин изменить цвет? (Да) Что для
этого нужно сделать? (Смешать с другим цветом) Из каких цветов мы
можем получить розовый цвет, серый цвет? (Красный и белый, черный и
белый) Попробуйте. Какой можно сделать вывод? (пластилин при
смешивании меняет цвет)
Опыт 2.
А теперь я подержу пластилин над горящей свечой, а вы понаблюдайте, что
произойдет? Какой мы можем сделать вывод? (пластилин остался целый, не
растаял)
Опыт 3. Как вы считаете, пластилин может плавать? (нет) Давайте проверим
(дети опускают обычный пластилин в контейнер в водой) Какой можно
сделать вывод? (пластилин тяжелее воды) А теперь попробуйте опустить в
воду еще один вид пластилина. (он плавает)Действительно, этот пластилин
плавает, он так и называется – плавающий
Экспериментальная деятельность «Можно ли сделать пластилин самостоятельно?»
Цель: проверить, получится ли пластилин, если его сделать самостоятельно
Оборудование: в расчете на каждого ребенка: мука (50г, соль (50г, вода (30г, краски гуашь (ярких цветов, картинки с разными чайными сервизами
Ход эксперимента:
-Ребята, как вы думаете, можем мы с вами сами сделать пластилин? (ответы детей)
-Оказывается, это, возможно, давайте попробуем. Проходите, пожалуйста, в нашу мастерскую.
Вы можете работать как самостоятельно, так и в парах.
-Что вы видите перед собой? (муку, соль, вода, краски гуашь)
-Вам нужно все это смешать и перемешивать, пока не получится однородная масса, после чего добавить краску. Вы можете приступать. (Воспитатель помогает ребятам)
- Ребята, настоящий у нас получился пластилин? (Нет) А на что он похож?
(На цветное тесто) Правильно, домашний пластилин – это и есть цветное
тесто. Как вы думаете, можно его есть? (Нет) Почему? (оно сырое, очень
соленое и покрашено гуашью) Правильно есть нельзя, но можно лепить.
Давайте проверим. Наша кукла Маша хочет, чтобы у нее на День Рождении
был новый чайный сервиз.
-Давайте вспомним, из чего чайный сервиз состоит? (Показывается
картинка с чайным сервизом) Выберите любой предмет для лепки.
-Ребята, удобно ли цветное тесто в работе? Хорошо ли лепятся детали?
(тесто мягкое, приятное в работе, но мелкие детали лепятся плохо, после
высыхания тесто немного трескается)
-Какой замечательный получился у вас сервиз, кукла Маша очень обрадуется
подарку и сможет пригласить много друзей на День Рождения
Экспериментальная деятельность «Что лучше пластилин или глина»
Цель: определить преимущества глины и пластилина.
Оборудование: иллюстрации весеннего леса, животных леса, схемы лепки,
глина серого цвета, пластилин, доски, стеки, салфетки.
- Ребята, напомните, какое сейчас время года? (весна) Что меняется лес с
наступлением весны? (Воспитатель показывает иллюстрации) (Тает снег,
прилетают птицы, просыпаются животные и т. д.)
- Посмотрите, какой замечательный весенний лес получился из ваших,
слепленных на прошлом занятии, деревьев. Но чего-то в нем не хватает
(животных)
Каких животных мы можем встретить в лесу весной? (белку, медведя, ежика,
зайца и т. д.)Воспитатель показывает иллюстрации животных леса
-Ребята, поможете слепить жителей леса? (Да) Определитесь, кого вы будите
лепить, обратите внимание, на размеры животных, например, белка не
должна быть больше медведя, а также вам нужно определится каким
способом вы будите лепить. Обратите внимание, существует 3 способа лепки
(Воспитатель показывает на примере) 1 способ: из целого куска (например,
мышку) или из нескольких частей (н-р, медведя или волка, а можно
соединить первый и второй способы.
-Ребята, у вас на столах необходимые ингредиенты (глина и пластилин)
Скажите, чем внешне отличаются эти материалы? (цветом, размером)
Давайте с вами проверим, насколько они удобны в работе, вы можете
выбрать любой материал. (Ребята приступают к лепке)
- Ребята, с каким материалом вам работать было удобнее? (и с глиной, и с
пластилином, только с глиняными поделками сразу не поиграешь)
- Это верно, глиняным поделкам нужно подсохнуть, после чего их можно
раскрасить.
- Ребята, как вы думаете, почему глину и пластилин называют
родственниками? (глина входит в состав пластилина) А если эти материалы,
через время, засохнут, как вы думаете, можно их «вернуть к жизни»?
(Воспитатель подсказывает, если ребята затрудняются ответить: пластилин
можно положить на солнышко или батарею – он погреется и размягчится, а
глину обернуть влажной тряпкой на несколько часов, и она станет тоже
мягкой)
-Ваших слепленных животных вы можете разместить в лесу, который стал
теперь по-настоящему весенним