Ризида Фарадисовна Хакимзянова
Инновационная деятельность в ДОУ. Проект по конструированию «Грузовой транспорт» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, каждый из Вас знает, что ни один педагог ДОУ не может закрыть электронное портфолио на высшую квалификационную категорию без участия в инновационной деятельности.
Вот и наше МБДОУ "Детский сад № 9" - "Непоседы", г. Губахи, Пермского края с 01.01.2017 года по 31.12.2018 года получило статус опытной педагогической площадки по теме "Конструирование как приоритетное средство реализации ФГОС ДО.
Публикация «Инновационная деятельность в ДОУ, Проект по конструированию „Грузовой транспорт“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Грузовой транспорт, грузовики
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Транспорт. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
В рамках участия в упомянутой опытной педагогической площадке вместе с дошкольниками и родителями нашей группы мы реализуем инновационный проект по конструированию "Грузовой транспорт".
Тип проекта: педагогический, групповой
Сроки реализации проекта: среднесрочный (декабрь 2016г. – май 2017г.)
Участники проекта:
- воспитатель средней группы;
Целевая группа:
- дети среднего дошкольного возраста;
- родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря современным разработкам конструкторов появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с разнообразными видами транспортных средств, встречающихся на наших дорогах.
Однако опыт системной работы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования робототехники отсутствует. Значит просто необходимо развивать основы технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Цель: способствовать созданию предпосылок развития основ инженерного мышления и навыков начального моделирования.
Задачи: актуализировать значимость грузового транспорта для человека, содействовать развитию конструктивных умений и способностей у воспитанников.
Обучающие:
• акцентировать внимание детей среднего дошкольного возраста на необходимость облегчения труда человека и создание средств, способствующих этому – грузового транспорта;
• расширять представления о грузовом виде транспорта; познакомить с конструктором Lego Education «Грузовой транспорт», особенностями соединения деталей, принципами сборки;
• познакомить с правилами безопасной работы при конструировании;
• учить совместно обсуждать план работы, приходить к общему решению, подчинять свои желания конструктивным замыслам, отстаивать своё мнение по поводу более удачного варианта конструкции;
• привлечь родителей к активному участию в рамках темы проекта.
Развивающие:
• способствовать развитию конструкторских навыков и самостоятельности;
• развивать психофизические качества детей: память, внимание и аналитическое мышление;
• развивать мелкую моторику и организованность.
Воспитательные:
• воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, взаимопомощь;
• развивать коммуникативные компетенции: участие в беседе, обсуждении;
• создать условия для формирования навыков сотрудничества: работы в коллективе, малой группе;
• развивать умение доводить начатое дело до конца.
Ожидаемый результат:
• Воспитанники:
- овладевают конструкторскими навыками начального моделирования для создания грузового транспорта, необходимого для облегчения труда человека;
- имеют повышенный интерес к техническим видам творчества;
- понимает значимость грузового транспорта для облегчения труда человека;
- активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании.
• Родители:
- активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у детей конструктивных навыков начального моделирования.
• Педагоги:
- осуществляют инновационную деятельность; повышают профессиональный уровень.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап (3-4 неделя декабря):
Заинтересованность участников изучением данной темы.
Изучение методической и научно-популярной литературы.
Подбор иллюстративного демонстрационного материала для создания разных видов грузового транспорта.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и разбивка на веер задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Диагностика детей среднего дошкольного возраста.
(В качестве вспомогательного материала были взяты диагностики:
- для выявления уровня продуктивности и устойчивости внимания Методика «Найди и вычеркни» Немова Р. В. ;
- для выявления характера отношений со сверстниками «Тест «Два домика» в интерпретации Марцинковской Т. Д. ;
- для проверки развития уровня конструктивных навыков и умений Диагностическая карта на основе методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» - Фешиной Е. В.).
Мониторинг опроса.
Создание условий для реализации проекта.
Родители:
Решение о принятии участия в проекте.
Дети:
Рассматривание иллюстративного демонстрационного материала по разнообразию грузового транспорта, облегчающего труд человека.
Основной этап (январь – апрель):
Перспективный план
Январь (Деятельность, организуемая с детьми среднего дошкольного возраста)
2 неделя:
- Диагностика воспитанников.
- Мониторинг опроса.
3 неделя:
- Беседа «Виды грузоперевозок. Водный транспорт»
- Сборка водного грузового транспорта. Грузовые корабли.
- Обыгрывание водного транспорта.
- Чтение художественного произведения – «Сказка о подводной лодке»
(«Технические сказки» - Дмитрий Пентегов).
4 неделя:
- Создание грузовых кораблей по собственному замыслу.
- Обыгрывание созданного водного транспорта.
Январь (Деятельность, организуемая с родителями)
- Опрос родителей о предпочтениях детей среднего возраста в конструктивной деятельности.
Февраль (Деятельность, организуемая с детьми среднего дошкольного возраста)
1 неделя:
- Беседа «Виды грузоперевозок. Грузовая авиация»
- Сборка грузового самолёта.
- Обыгрывание грузовой авиации.
- Чтение художественных произведений:
«Самолёт» - перевод с немецкого О. Асписовой;
«Сказка о маленьком самолёте» («Технические сказки» - Дмитрий Пентегов).
2 неделя:
- Создание игровой ситуации «Виды грузоперевозок. Грузовая авиация»
- Сборка грузового вертолёта.
- Обыгрывание грузовой авиации.
3 неделя:
- Беседа «Виды грузоперевозок. Наземные грузовые перевозки»
- «Развозные грузовики: развозной автомобиль-фургон, мультистоп, пикап»
- Сборка развозного грузовика – фургона и пикапа.
- Обыгрывание транспортного средства.
4 неделя:
- Создание проблемной ситуации «Наземные грузовые перевозки. Строительный самосвал и карьерный самосвал»
- Сборка карьерного самосвала.
- Обыгрывание транспортного средства.
- Чтение художественного произведения:
«Жил на свете самосвал» - Агния Барто.
Февраль (Деятельность, организуемая с родителями)
- Оформление альбома «Грузовой транспорт» иллюстрациями по обозначенной теме.
Март (Деятельность, организуемая с детьми среднего дошкольного возраста)
1 неделя:
- Беседа «Наземные грузовые перевозки. Четырёхосный военный грузовик»
- Сборка четырёхосного военного грузовика.
- Обыгрывание транспортного средства.
2 неделя:
- Создание игровой ситуации «Наземные грузовые перевозки. Грузовые тягачи»
- Сборка тягача (фура).
- Обыгрывание транспортного средства.
3 неделя:
- Создание проблемной ситуации «Наземные грузовые перевозки. Автовозы»
- Сборка автовоза.
- Обыгрывание транспортного средства.
4 неделя:
Беседа «Наземные грузовые перевозки. Открытые бортовые грузовики»
- Сборка открытого бортового грузовика.
- Обыгрывание транспортного средства.
- Чтение художественного произведения:
«Сказка о маленьком грузовичке» («Технические сказки» - Дмитрий Пентегов).
5 неделя:
Создание проблемной ситуации «Наземные грузовые перевозки. Открытые шаланды с кониками»
- Сборка открытой шаланды с кониками.
- Обыгрывание транспортного средства.
Март (Деятельность, организуемая с родителями)
- Неделя добрых дел «Создаём город своими руками» (создание атрибутов к организации обыгрывания транспортных средств)
(Неделя добрых дел прошла с 13 по 31 марта 2017 года.
Цель: привлечь родителей к созданию макетов, атрибутов к игровой деятельности по теме «Улица».
В НЕДЕЛЕ ДОБРЫХ ДЕЛ проявили активность 6 семей.
Все атрибуты применяются при организации инновационной деятельности.)
Апрель (Деятельность, организуемая с детьми среднего дошкольного возраста)
1 неделя:
- Беседа «Наземные грузовые перевозки. Рефрижераторы и термобудки»
- Сборка рефрижератора.
- Обыгрывание транспортного средства.
2 неделя:
Создание игровой ситуации «Наземные грузовые перевозки. Тралы»
- Сборка трала.
- Обыгрывание транспортного средства.
3 неделя:
- Беседа «Виды грузоперевозок. Наземные железнодорожные перевозки. Грузовой поезд»
- Сборка грузового поезда.
- Обыгрывание транспортного средства.
4 неделя:
- Создание проблемной ситуации «Виды грузоперевозок. Наземные железнодорожные перевозки. Групповой рефрижераторный подвижной состав»
- Сборка группового рефрижераторного подвижного состава.
- Обыгрывание транспортного средства.
Апрель (Деятельность, организуемая с родителями)
- Анкетирование по результатам инновационной деятельности.
Заключительный этап (май):
1. Итоговая диагностика детей среднего дошкольного возраста.
Мониторинг опроса.
2. Обработка и оформление материалов проекта.
Анализ результативности.
Риски:
- недостаточное количество конструктивного материала;
- частые пропуски детей по болезни.
В настоящее время подходит к концу процесс реализации инновационного проекта по конструированию с дошкольниками среднего возраста "Грузовой транспорт".
О результатах реализации подробно с множеством фотографий обязательно подробно расскажу в отдельной публикации в конце мая.
Но уже сейчас можно сделать следующие выводы: видна положительная динамика, что свидетельствует о продуктивной инновационной деятельности:
- воспитанники начали овладевать конструкторскими навыками начального моделирования с целью создания грузового транспорта, повысился интерес к техническим видам творчества, осознают значимость грузового транспорта для облегчения труда человека, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании.
- родители проявляют активность и интерес как участники проекта, ориентированы на развитие у детей конструктивных навыков начального моделирования;
- педагог осуществляя инновационную деятельность, повысил профессиональный уровень.
Среди продуктов деятельности, созданных посредством реализации проекта можно выделить:
- иллюстрированный альбом «Грузовой транспорт»;
- атрибуты (макеты) города для обыгрывания созданного транспорта;
здание школы
заправочная станция
остановки
микрорайон
здание детского сада
фонтан
- фотоматериалы.