Венера Кудаева
Экспериментальная деятельность. Открытое занятие в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область:
«Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие
интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.
Публикация «Экспериментальная деятельность, Открытое занятие в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
2. Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.
3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
4. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
6. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
Словарная работа.
Обогатить словарь детей словами: атмосфера, лаборатория, опыты,
эксперименты.
Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, рассказ
воспитателя, игры-исследования, опыты.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, слайды.
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктельные трубочки, салфетки, веера, мыльные пузыри, кораблики, тазики для моря, колечки с лентами, апельсин, белые халаты.
(Все по количеству детей.)
Стульчики стоят полукругом, вешалка с белыми халатами,
мини – лаборатория.
Ход занятия
В- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
А теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети -Доброе утро!
Воспитатель - Присаживаемся на стулья. Сейчас нам загадает загадку Амина, вы должны её отгадать.
Аделина: Он вокруг, его невидим,
только всем необходим:
людям, мячикам и шинам,
водолазу, под водой.
Птичке, рыбке, и машинам,
вот загадочный какой.
Амина: Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем (воздух)
Д. – Воздух.
Воспитатель-Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.
- А как вы думаете, что такое воздух?
Д. - воздухом мы дышим
Воспитатель - Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим.
1 Слайд (земля, атмосфера вокруг земли)
Воспитатель - Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. Воздух- это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос – воздух, сфера – шар. Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям. А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.
2Слайд (водолаз, космонавт)
Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и
космонавты, когда отправляются в полет, берут запасы воздуха в
специальных баллонах. Сегодня нам предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает. Чтоб это увидеть и доказать, мы превратимся в ученных- исследователей и отправимся в лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Д. – ответы
Воспитатель - Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и эксперименты. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг другу, работать аккуратно, громко не разговаривать. В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все наденем белые халаты. Готовы! Ну вот, теперь мы похожи на настоящих ученных. Я буду руководителем научной группы, а вы, моими помощниками. Приглашаю вас в нашу лабораторию «Почемучек», чтоб исследовать воздух.
- Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем!
Опыт 1 «Поймать воздух»
Воспитатель - Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Д. Нет, не видим.
Воспитатель - Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д. Воздух невидимый, прозрачный.
Воспитатель - Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить
Д – хотим!
Воспитатель - Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Д – В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель - Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Д – пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.
Воспитатель - А вы видите воздух?
Д – нет (воздух он невидимый)
Воспитатель - а вы видите свою руку?
Д – Да
Воспитатель - значит какой воздух?
Д – воздух прозрачный.
Воспитатель - пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, почему? (нет воздуха, вышел) Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо
поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2 «Воздух внутри нас»
Воспитатель - Как вы думаете, воздух есть внутри нас? Возьмите трубочки, поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что
происходит? Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды.
Д. – Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель - А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Д – Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель - Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Воспитатель - А еще, какие пузыри мы можем пускать?
Д – Мыльные пузыри.
Опыт 3 «Игра с пузырями»
(на столике стоят мыльные пузыри)
Дети подходят к столу и берут мыльные пузыри,
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей
12345 ни за что их не поймать.
В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и
отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.
Игра с мыльными пузырями.
В – Ребята, а как воздух попадает к нам? Чем мы вдыхаем?
Д – через нос
Воспитатель - Давайте покажем, как мы дышим.
(Дыхательная гимнастика)
- Идемте в лабораторию.
Воспитатель - Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух?
Д – не
Опыт 4 (С бумажной салфеткой)
Воспитатель - Возьмите салфетки, вдох и выдох. А с салфеткой видно?
Д – Видно, салфетка шевелится.
Воспитатель - При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в движение.
Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.
Опыт 5 (с веером, лист картона)
Воспитатель - Давайте устроим ветер с помощью листа картона.
Возьмите его, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете?
Д – Ветерок ощущаем.
Вывод: Не видим, но ощущаем.
Воспитатель -подойдите ко мне ребята, раздает ленточки.
Физкультминутка «Ветерок»
Ребята, я предлагаю послушать музыку и поиграть в игру «Ветерок». Вы будете изображать тихий, ласковый, теплый ветерок.
Ветер дует нам в лицо,
Взмахи руками перед лицом.
Закачалось деревцо.
Наклоны туловища слева направо, руки медленно опустить вниз.
Ветерок все тише, тише,
Деревце всё выше, выше.
Руки поднять вверх, подняться на носках. Дети двигаются с лентами, музыка становится все тише и тише, и замолкает.
Воспитатель - все молодцы, очень красиво изображали ветерок, а вы знаете, что ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред. Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.
(Слайды)
1. Парусник в море
Д – Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.
2. Шторм
Д – Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.
3. Одуванчик
Д – ветер хороший, потому что он разносит семена растением.
4. Лесной пожар
Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.
5. Ветряная мельница
Д – Ветер хороший, потому что он поворачивает крылья мельницы, она мелет муку.
Воспитатель -молодцы, а теперь в лабораторию.
Опыт 6 (воздух не имеет запаха (контейнер с апельсином)
Воспитатель -А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Д – нет
Воспитатель -А теперь закройте глаза (в-ль подносит к детям разрезанный апельсин) Чем пахнет?
Д- Апельсинами.
Воспитатель - Так воздух имеет запах или нет?
Д-Дети в замешательстве.
Воспитатель - А чем пахнет в пекарне?
Д- Хлебом.
Воспитатель - А в аптеке?
Д-Лекарствами.
Воспитатель -Воздух имеет свойство переносить запахи. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух?
Д – Воздух бесцветный
Воспитатель - Вдохните ртом воздух. Попробуйте какой вкус у воздуха?
Д – Воздух безвкусный.
Воспитатель - Вдохните носом воздух. Какой у него запах?
Д – Воздух без запаха.
Воспитатель - Какой вывод мы делаем?
Вывод:
Д – Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
Воспитатель - Молодцы ребята.
Вам понравилось работать в лаборатории?
Д- ответы
Воспитатель - А какие опыты понравились больше?
Д- ответы
Воспитатель - На этом наши исследования закончены, оставим нашу лабораторию и займем наши места.
6. Слайд (природа)
Воспитатель - Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Почему?
Д – Много деревьев
Воспитатель - Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.
7. Слайд (заводы, фабрики)
Воспитатель - Ребята, посмотрите, что происходит с воздухом. Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух устраивая различные свалки.
Воспитатель - А сейчас юные исследователи, давайте подумаем;
- Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?
Д – Да, можем позаботиться.
Д – Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.
Воспитатель - Нужно беречь нашу планету Земля.
Воспитатель - Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный исследователь».
Вручение медалей.
Д- машут руками и выходят под музыку.
Песня «Шарики воздушные»