Екатерина Кияйкина
Конспект экскурсии в музей родного города
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Систематизировать усвоенные детьми знания по лексическим темам: «Город», «Профессии», «Транспорт», расширить и активизировать словарный запас, формировать лексико-грамматический строй речи, закрепить навык составления сложных предложений с предлогами, закреплять умение составлять рассказ с опорой на схему.
2. Закрепить представление детей о видах зимнего и летнего спорта, спортивных объектах Саранска, умение классифицировать все виды транспорта.
3. Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи; общую моторику; мышление, слуховое и зрительное внимания, память.
Публикация «Конспект экскурсии в музей родного города» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
4. Формировать у детей интерес к культурным ценностям родного города, уважение к его традициям и обычаям. Воспитывать чувство любви к родному городу, уважение к гостям города, желание заниматься спортом. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности.
Словарная работа:
Активизация словаря предметов и признаков, глагольного словаря, уточнение лексического значения слов и словосочетаний: Россия, справочное бюро, экскурсовод, достопримечательности, фотовыставка, спортивные объекты, чемпионат мира по футболу, названия видов спорта.
Образовательные области:
Речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Методы и приемы:
1. Игровая мотивация.
2. Вопросы к детям.
3. Чтение стихотворения.
4. Рассматривание слайдов.
5. Дидактические игры и упражнения.
6. Речь с движением.
7. Динамическая пауза.
8. Индивидуальная помощь.
9. Составление рассказа-описания.
10. Стимулирование детей.
Технические средства обучения: магнитола, телевизор, ноутбук, мольберт, доска маркерно-магнитная.
Материалы и оборудование: игрушки: Лиса в национальном мордовском костюме, Волк Забивака; эмблемы;
цветы и ваза из картона на магнитах,
предметные картинки;
слайды: «Достопримечательности города», «Профессии», «Спортивные объекты Саранска»; предметные картинки «Виды спорта», кармашки (зимние и летние виды спорта); футбольный мяч, дуги (ворота, модели: солнышко и снежинка; символы «Виды транспорта»;схема для составления рассказа;
Предварительная работа.
1. Наблюдение на прогулке за транспортом, за работой дворника.
2. Целевая прогулка по улицам города.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Беседа: «Знаешь ли ты свой город?»
5. Общение «Почему наш город всегда красивый?»
6. Дидактические игры и упражнения.
1. Организационный момент
– В круг большой мы соберемся, дружно за руки возьмемся.
Улыбнемся, подмигнем и экскурсию начнем!
На большой планете городов не счесть,
Но один лишь город родной на свете есть.
Самый он любимый, самый дорогой.
Там, где ты родился – город твой родной!
– О чем мы будем говорить? (Мы будем говорить о своем родном городе).
– Назовите слова, подходящие к слову «город». (Площадь, дом, улица, парк, завод, школа,).
2. Беседа по теме (повторение)
– Вспомните, как называется наша страна? (Россия).
– Россия – огромная страна, в ней много городов. В каком городе мы живем? (В Саранске). Саранск – главный город в Мордовии, ее столица.
– Что есть в каждом городе? (В каждом городе есть улицы (дома, площади, дороги)
– Почему люди не путают улицы? (У каждой улицы есть свое название).
– На какой улице вы живете? (Я живу на улице)
– Как горожане заботятся о своем городе? (Строят новые дома. Чинят дороги. Убирают на улицах мусор. Сажают деревья, цветы, газоны).
3. Подбор прилагательных к существительному «город»
Игра «Букет красивых слов».
–Почему мы любим Саранск? (Потому что это наш родной город). Лиса – символ Саранска просит вас подарить родному городу букет красивых слов. Возьмите со стола цветы и подойдите к доске. Ставьте цветок в вазу и называйте слово-признак. Саранск какой? (Родной, уютный, любимый, красивый, чистый, спортивный, современный, гостеприимный, зеленый, весенний, солнечный, многолюдный).
4. Развитие диалогической речи.
- Чтобы город был современным, чистым, комфортным для горожан в Саранске работают люди разных профессий. Узнать или получить справку о жителях города, о профессиях можно в справочном бюро. Мы сейчас обратимся в справочное бюро с вопросом, где кто работает.
Игра «Справочное бюро».
Педагог показывает слайды с профессиями, дети задают вопрос, педагог отвечает на него:
- Что вы хотите спросить?
• Скажите пожалуйста, где работает воспитатель? – В детском саду.
• Где работает учитель? – В школе.
• Где работает журналист? – В редакции газеты, журнала, на телевидении, на радио.
• Где работает пожарный? – В пожарной части.
• Где работает врач?– В больнице и в поликлинике.
• Где работает почтальон? – На почте.
• Где работает швея?– На швейной фабрике, в ателье.
• Где работает повар? – В столовой, в кафе.
• Где работает продавец?– В магазине, в буфете, на рынке.
- О чем мы узнали в справочном бюро? (О том, где работают люди разных профессий).
– Куда можно пойти, чтобы больше узнать о своем городе? (В музей). Сегодня мы приглашаем вас на экскурсию в музей. Как называется профессия человека, который проводит экскурсии? (Экскурсовод).
– Кем мы будем? (Экскурсоводами).
5. Употребление существительных в творительном падеже.
Игра «Чем знаменит Саранск?»
– Музей открыт. Первый зал– «Достопримечательности Саранска». Мы будем смотреть фильм о Саранске.
– Чем знаменит Саранск? (Саранск знаменит музеем скульптора Эрьзи. Храмом Ушакова. Новым театром оперы и балета. Красивыми зданиями. Кукольным театром).
– Чем мы любуемся? (Лисьим мостиком. Музыкальными фонтанами. Парком им. А. С. Пушкина).
6. Речь с движением «Наш город».
- Давайте пройдем по улице нашего города и полюбуемся на панораму Саранска.
Это город. Как высок он! Дети делают круг, широко расставив руки,
поднимают руки вверх.
Сколько крыш и сколько окон. Смыкают руки над головой,
«Распахивают» руки.
Город наш такой большой. Движение руками снизу –вверх и в стороны
Он уютный и живой. «Обнимают» себя, бегут на месте.
Город дышит и растет. Делают глубокий вдох – выдох, приседают
и медленно поднимаются на носочках,
поднимая руки вверх.
Он сверкает и цветет. Движения кистями рук «фонарики»,
«распускаются цветы».
Город улыбается. Улыбаются друг другу,
Он нам очень нравится! Движение: ведущая рука в кулак,
Большой палец вверх.
7. Употребление существительных в родительном падеже.
Игра «Чего много в городе?»
– Второй зал музея – фотовыставка. Посмотрите на фотографии и скажите, чего в нашем городе много? (В Саранске много красивых зданий и мостов. Театров и кинотеатров. Музеев и библиотек. Площадей и проспектов. Заводов и фабрик. Школ и детских садов. Магазинов и рынков. Памятников и фонтанов. Стадионов и парков).
8. Составление сложных предложений с предлогами «в», «во».
- Давайте пройдем в следующий зал. Он посвящен спортивным сооружениям. В нашем городе построено и строится много современных спортивных объектов. Там жители города занимаются спортом, а спортсмены тренируются. В Саранске пройдет чемпионат мира по футболу. Символ чемпионата - Волк Забивака.
- Давайте пригласим Волка Забиваку посетить спортивные объекты города Саранска, поиграем в игру «Приглашение» (показ слайдов на экране телевизора)
- Я приглашаю Волка Забиваку в Гимнастический центр им. Л. Я. Аркаева.
Куда пригласите волка вы? (Я приглашаю в Спортивный комплекс «Мордовия»; … во Дворец спорта; … в Ледовый дворец; … во Дворец водных видов спорта; … в Теннисный центр).
- Обязательно пригласим Волка Забиваку в новый стадион «Мордовия Арена»
8. Динамическая пауза. Игра малой подвижности «Виды спорта называй - мяч в ворота забивай»
– Давайте пройдем на поле и поиграем с нашими гостями: Лисой и Волком в игру «Виды спорта называй - мяч в ворота забивай». Представьте, что вы –футболисты.
- Перед вами картинки с видами спорта. Чтобы пройти в «Зал загадок», нужно забить мяч в ворота. Если вам достанется картинка с летним видом спорта, назовите ее и забивайте мяч в ворота с солнышком. Если картинка с зимним видом спорта – в ворота со снежинкой.
(Это фигурное катание – зимний вид спорта, биатлон -, лыжные гонки -, хоккей -)
(Футбол – это летний вид спорта, теннис -, бокс -, плавание -, легкая атлетика -)
9. Составление распространенных предложений.
Игра «Приезжайте к нам в Саранск».
- Проходите в «Зал загадок». Лиса хочет поиграть с вами в игру «Приезжайте к нам в Саранск».
- Летом в наш город приедут болельщики и футболисты из разных стран.
(Воспитатель показывает символы видов транспорта.)
• - Какой транспорт поможет преодолеть им высокие горы, если они встретятся на их пути? (Преодолеть высокие горы поможет самолет или вертолет).
- Это какой вид транспорта? (Воздушный.)
• - На чем они поплывут по морю? (Они поплывут по морю на корабле) - Это какой вид транспорта? (Водный.)
• - На чем они поедут по железной дороге? (По железной дороге они поедут на поезде, электричке.) Это какой вид транспорта? (Железнодорожный.)
• - На чем еще они могут добраться до нашего города? (Они могут добраться на автобусе, на такси, на автомобиле). Этот транспорт движется на земле, значит он какой? (Наземный.)
9. Составление рассказа о городе по схеме.
- Наша экскурсия продолжается. Давайте приготовим гостям Саранска подарок - рассказ о нашем городе. Расскажем о Саранске с помощью схемы. (Рассказ по цепочке).
(Я живу в городе Саранске. Мой город – небольшой, уютный, чистый и красивый. В Саранске много музеев, театров и стадионов. Наш город знаменит музеем скульптора Эрьзи, храмом Ушакова. Я очень люблю свой родной город. Я не бросаю на улице мусор и не ломаю деревья. Я хочу, чтобы Саранск всегда был красивым и чистым).
10. Итог занятия.
– Наша экскурсия подошла к концу. Где мы были? (Мы были в музее).
– О чем мы говорили? (О Саранске,).
– Какие задания мы выполняли? (Называли слова–признаки. Играли в игры «Чего много в городе?», «Чем знаменит Саранск?», «Приглашение», «Приезжайте к нам в Саранск», игра «Виды спорта называй - мяч в ворота забивай», составляли рассказ о своем городе). Лиса и Волк Забивака прощаются и дарят вам эмблемы.
Список используемых источников.
1. Алябьева Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам» ч. 1, М. : ТЦ Сфера, 2006. — 224 с., стр. 48.
2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – М. : Детство–Пресс. – 2009. – 560 с.
3. Нищева Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / М. : Детство–Пресс. – 2010. – 80 с.
4. УшаковаО. С. «Развитие речи детей 5-7 лет». М. : Творческий Центр,2012 г.
5. Филичева Т. Б. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова – М. : Просвещение. – 2010. – 272 с.