Алена Турьева
Конспект экскурсии в музей-выставку народного творчества «Чудная Древняя Русь»
▼ Скачать + Заказать документы
Чудная Древняя Русь
Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи, музеи-выставки в высшей степени целесообразно. Музей для дошкольников является средством формирований целостной личности, приобщения ребенка к культурным ценностям и традициям. При этом решаются важнейшие задачи по формированию:
- познавательной мотивации;
- потребности посещать музеи;
- культуры поведения в музее;
- эстетического вкуса.
Публикация «Конспект экскурсии в музей-выставку народного творчества „Чудная Древняя Русь“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Экскурсия в детском саду – это увлекательное мероприятия, которое с радостью воспринимается детьми. Это уникальная возможность познакомить детей с искусством, профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые захватывающие впечатления.
Экскурсия в музей-выставку народного творчества «ЧУДНАЯ ДРЕВНЯЯ РУСЬ»
Цель: привлечение подрастающего поколения к традициям, народным промыслам.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и обобщать знания у детей о русском народном прикладном искусстве, об изделиях народных мастеров (гжель, хохлома, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, городецкая роспись, народные куклы, матрешки) и способах их изготовления;
- познакомить с историей создания русских матрешек;
- формировать интерес к русскому прикладному искусству;
- совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму;
Развивающие:
- развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, эстетическое восприятие;
- развивать интерес к истории нашей Родины, желание узнать новое через посещение музеев, выставок;
Воспитательные:
- воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества;
- воспитывать музейную культуру средствами экскурсионной работы;
- воспитывать бережное отношение к произведениям народного творчества- музейным экспонатам, культуру поведения в музеях.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Предварительная работа:
Беседы о русском народном прикладном искусстве, рассматривание иллюстраций, фотографий, презентаций. Беседа о правилах поведения на экскурсии, в музее.
Содержание образовательной деятельности:
Экскурсовод : Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться на экскурсию по выставке народного творчества. Но прежде вы должны приобрести билеты на выставку, для этого нужно вспомнить правила поведения в музее (дети говорят правила поведения в музее, на выставке и получают билеты).
Экскурсовод : Дорогие гости, пожалуйте на выставку «Чудная, Древняя Русь». Посмотрите ребята, что же представлено на выставке?
Дети: Изделия народных умельцев, игрушки.
Экскурсовод : Сегодня у нас выставлены изделия старинных народных промыслов.
Послушайте внимательно и отгадайте загадку:
Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор, но отвести не в силах взор.
Дети: Это дымковская игрушка!
Экскурсовод : А почему эти игрушки называют дымковскими?
Дети: Эти игрушки делают в селе Дымково.
Экскурсовод : Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше русские люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки: барыни, козлы, бараны, олени, петухи, индюки. Перед тем как расписать игрушку мастерицы белили фигурку мелом, разведенным в молоке.
Экскурсовод : Давайте рассмотрим их. Какие краски используют мастера? Посмотрим на дымковские игрушки. Назовите их.
Дети: Красную, зелёную, синюю, чёрную, голубую, жёлтую, оранжевую.
Экскурсовод : Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Дети: клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.
Экскурсовод : Молодцы! Посмотрите на другие глиняные игрушки. Они отличаются от дымковских? Формой и росписью. Это филимоновские игрушки. Деревня Филимоново в Тульской области - знаменитый центр производства таких игрушек. У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы. Филимоновские игрушки почти всегда изготавливались со свистом.
Экскурсовод : Давайте рассмотрим их. Какие краски используют мастера? Посмотрим на филимоновские игрушки. Назовите их.
Дети: Малиновый, красный, желтый, изумрудно-зеленый.
Экскурсовод : Расписывали игрушку куриным перышком. Посмотрите на игрушку и скажите, какие элементы росписи использованы? Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полосы, елочки.
Экскурсовод : Молодцы! Послушайте далее:
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей,
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
Дети: Из Гжели.
Экскурсовод : Правильно. Эти изделия украшены сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Именно в селе Гжель и зародился этот промысел. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из неё посуду. Посуда украшалась лепными деталями и расписывалась сине-голубым узором. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжель, синие полевые цветы – васильки и незабудки, синие тени на белом снегу. В гжельском промысле всегда отводилось место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки, изображающие персонажей народных сказок, детские игрушки. Давайте найдем такую игрушку.
Экскурсовод : Посмотрите, какие узоры встречаются особенно часто?
Дети: Тоненькие листики с закрученными усиками, гжельская роза, орнамент в виде сетки.
Экскурсовод : Где расположен Узор?
Дети: В центре изделия.
Экскурсовод : Молодцы. Мастера Гжели применяли разный нажим на кисть, чтобы получить разные оттенки синего цвета: чтобы получить тёмный оттенок, надо нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый – слабее.
Экскурсовод : Давайте посмотрим следующее! В России делали посуду, вещи не только уз глины, но из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимым материалом русских умельцев.
Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в селе Хохлома.
Дети: Хохлома.
Экскурсовод : А почему Хохлому называют золотой?
Дети: На хохломской посуде много золотого цвета.
Экскурсовод : Правильно. А вы знаете, как получился такой золотой цвет? Хохломские мастера натирали свои изделия алюминиевым порошком, затем покрывали свои изделия специальным составом – олифой, а потом ставили печь – закаливать. Не удивляйтесь, ребята, оказывается, и деревянные изделия можно было закаливать в печи, нужно только знать особые секреты, такой закалки. Так вот, в горячей печи алюминий и олифа желтели и посуда приобретала золотистый цвет. Оттого изделия и казались золотыми.
Но только ли золотой цвет мы видим в хохломской посуде.
- Какими ещё цветами пользовались мастера при росписи своих изделий?
Дети: Красным, чёрным, зелёным.
Экскурсовод : А каковы основные элементы хохломской росписи?
Дети: Это травка, завитки, ягоды – смородина, клубника, земляника, малина, гроздья рябины.
Экскурсовод : Правильно.
Экскурсовод : А здесь представлены изделия из одного старинного города. Живёт там весёлый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?
Дети: Городец!
Экскурсовод : А знаете ли вы, что Городец – родной брат самой Москвы? Он всего на 10 лет моложе нашей столицы, а основал его, так же как и Москву, великий князь Юрий Долгорукий.
Экскурсовод : Посмотрите на городецкие изделия. Какими красками пользуются городецкие мастера?
Дети: Зелёной, красной, розовой, синей, голубой.
Экскурсовод : Как сделать краски голубого и розового цвета?
Дети: Смешивают краски белого и синего, белого и красного цвета.
ФИЗМИНУТКА
Экскурсовод : Но на Руси издавна умели не только работать но и веселиться. А какое веселье без игры. Вот давайте сыграем в русскую игру Веревочка. Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.
Экскурсовод : посмотрите, как много здесь разных кукол. Они разного размера, цвета и формы. А еще они по-разному изготовлены. Есть куклы обрядовые, есть куклы игровые, есть куклы-обереги. Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой, куклу своей дочке передавали. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было очень много. Дети делали тряпичных кукол сами, они начинали «вертеть» куклу уже лет с пяти.
Десятиручка – Дарили такую куклу или делали для себя, когда много дел и не успеваешь все сделать вовремя. На здоровье, на Пасхальное яйцо, Кукла–пеленашка скручивалась будущей мамой на последнем месяце беременности, с добрыми мыслями о будущем дитятке.
И сейчас любой ребенок может сделать себе такую куклу, девочки и мальчики с радостью и интересом учатся делать народных кукол.
На Руси куколки делали из подручного материала - дерева, ткани, ниток, соломы, кости.
Показ кукол.
Куклы в народных костюмах. Женская одежда. Старинная женская одежда делится на две группы: праздничную и повседневную. Праздничная одежда крестьянок по крою была одинаковой с будничной и отличалась лишь обилием вышитых и вытканных узоров.
Обязательным дополнением к праздничному костюму служили головные уборы. Самой древней одеждой наших предков была рубаха, изначально изготовлявшаяся из грубого полотна. Рубашка непосредственно соприкасалась с телом человека, поэтому её приписывалось обладание магическими свойствами. Чтобы защитить свою рубашку и себя вместе с ней на неё стали наносить символы, формулы добра на вороте, подоле, на рукавах. Эти знаки добра наносились цветными нитями – вышивка, ткачество, кружево.
Комплект мужской будничной одежды состоял из рубахи косоворотки с разрезом по левой стороне груди и штанов (портов). Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском. Ноги обували в лапти с онучами (часть обуви, обвертка на ногу, замена чулок) в зимнее время носили валенки.
Экскурсовод : Но еще на выставке представлена русская матрешка! (дети рассматривают матрешек). Ребята, а что вы знаете о матрешке? Расскажите.
Рассказ детей о матрешках.
Экскурсовод : Матрешки очень веселые, любят петь и плясать.
Экскурсовод : А вы знаете, как впервые появилась матрешка? Оказывается, впервые разъемную куклу-игрушку придумали мастера в Японии. Это был добрый старый японский мудрец Даруму. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из 5 фигурок, вставленных одна в другую. Даруму- это бог счастья и долголетия. А 5 фигурок внутри-это его помощники. В 1890г. эту фигурку привезли в подмосковную усадьбу Мамонтово. Она очень понравилась художнику Сергею Малютину, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, а сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А внутри ее должны были поместиться дочки-помощницы.
Вот мы все матрешка да матрешка. Но ведь у этой куклы и названия то не было. А когда токарь ее сделал, а художник расписал, то и название пришло само собой- Матрена, а ласково –Матрешка. После того как матрешка стала популярна, ее стали изготавливать в разных районах нашей страны. Но самые знаменитые это Семеновские, Загорские, Полхово-Майдановские.
Экскурсовод : Ребята, а почему все матрешки такие разные?
Д: Потому что их делали и расписывали разные мастера, которые живут в разных городах и селах. Там разная природа, растительность. Настроение мастеров тоже может быть разное, что отражается в росписи матрешек.
Экскурсовод : Народные умельцы расписывали не только посуду, игрушки, но и музыкальные инструменты. Вот игрушка – свисток. А какие вы знаете музыкальные инструменты, расписанные народными умельцами?
Дети: Ложки.
Звонкие, резные ложки, расписные.
От зари до зари веселятся ложкари!
Экскурсовод : А что вы узнали нового? Что особенно вам понравилось? Кто помнит название народных промыслов, представленных на выставке? Хотели бы вы научиться делать игрушки, кукол своими руками?
Экскурсовод : Молодцы, ребята. Ну что ж, ребята, я предлагаю превратиться в мастеров, - кто в дымковских, кто в гжельских, кто в хохломских, кто в городецких. Посмотрите для каждого мастера лежат незаконченные изделия. Вы сейчас подумайте, кто что будет делать, проходите, берите и творите у себя в группе. Предлагаю потом оформить в группе выставку своих работ. Спасибо всем, экскурсия закончена.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Дети в группе раскрашивают раскраски по темам: Гжель, Дымка, Хохлома, Матрешки (придумывают собственные узоры).