Получи документы

Конспект экскурсии в музей-выставку народного творчества «Чудная Древняя Русь» (11 фото)

Алена Турьева
Конспект экскурсии в музей-выставку народного творчества «Чудная Древняя Русь»
▼ Скачать + Заказать документы

Чудная Древняя Русь

Конспект экскурсии в музей-выставку народного творчества «Чудная Древняя Русь»

Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи, музеи-выставки в высшей степени целесообразно. Музей для дошкольников является средством формирований целостной личности, приобщения ребенка к культурным ценностям и традициям. При этом решаются важнейшие задачи по формированию:

- познавательной мотивации;

- потребности посещать музеи;

- культуры поведения в музее;

- эстетического вкуса.

Публикация «Конспект экскурсии в музей-выставку народного творчества „Чудная Древняя Русь“» размещена в разделах

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

Фото «Чудная Древняя Русь»

Экскурсия в детском саду – это увлекательное мероприятия, которое с радостью воспринимается детьми. Это уникальная возможность познакомить детей с искусством, профессиями, окружающим миром в другой обстановке, получить новые захватывающие впечатления.

Экскурсия в музей-выставку народного творчества «ЧУДНАЯ ДРЕВНЯЯ РУСЬ»

Цель: привлечение подрастающего поколения к традициям, народным промыслам.

Задачи:

Образовательные:

- расширять и обобщать знания у детей о русском народном прикладном искусстве, об изделиях народных мастеров (гжель, хохлома, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, городецкая роспись, народные куклы, матрешки) и способах их изготовления;

- познакомить с историей создания русских матрешек;

- формировать интерес к русскому прикладному искусству;

- совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму;

Развивающие:

- развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, эстетическое восприятие;

- развивать интерес к истории нашей Родины, желание узнать новое через посещение музеев, выставок;

Воспитательные:

- воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества;

- воспитывать музейную культуру средствами экскурсионной работы;

- воспитывать бережное отношение к произведениям народного творчества- музейным экспонатам, культуру поведения в музеях.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Предварительная работа:

Беседы о русском народном прикладном искусстве, рассматривание иллюстраций, фотографий, презентаций. Беседа о правилах поведения на экскурсии, в музее.

Содержание образовательной деятельности:

Экскурсовод : Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться на экскурсию по выставке народного творчества. Но прежде вы должны приобрести билеты на выставку, для этого нужно вспомнить правила поведения в музее (дети говорят правила поведения в музее, на выставке и получают билеты).

Экскурсовод : Дорогие гости, пожалуйте на выставку «Чудная, Древняя Русь». Посмотрите ребята, что же представлено на выставке?

Дети: Изделия народных умельцев, игрушки.

Экскурсовод : Сегодня у нас выставлены изделия старинных народных промыслов.

Послушайте внимательно и отгадайте загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор, но отвести не в силах взор.

Дети: Это дымковская игрушка!

Экскурсовод : А почему эти игрушки называют дымковскими?

Дети: Эти игрушки делают в селе Дымково.

Экскурсовод : Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше русские люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня. Сам конь был белым, с золотой гривой, а на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка. Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки: барыни, козлы, бараны, олени, петухи, индюки. Перед тем как расписать игрушку мастерицы белили фигурку мелом, разведенным в молоке.

Экскурсовод : Давайте рассмотрим их. Какие краски используют мастера? Посмотрим на дымковские игрушки. Назовите их.

Конспект экскурсии в музей-выставку народного творчества - фото

Дети: Красную, зелёную, синюю, чёрную, голубую, жёлтую, оранжевую.

Экскурсовод : Да, и краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?

Дети: клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.

Экскурсовод : Молодцы! Посмотрите на другие глиняные игрушки. Они отличаются от дымковских? Формой и росписью. Это филимоновские игрушки. Деревня Филимоново в Тульской области - знаменитый центр производства таких игрушек. У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы. Филимоновские игрушки почти всегда изготавливались со свистом.

Экскурсовод : Давайте рассмотрим их. Какие краски используют мастера? Посмотрим на филимоновские игрушки. Назовите их.

Дети: Малиновый, красный, желтый, изумрудно-зеленый.

Экскурсовод : Расписывали игрушку куриным перышком. Посмотрите на игрушку и скажите, какие элементы росписи использованы? Сплошную окраску дополняют чередующиеся радужные полосы, елочки.

Экскурсовод : Молодцы! Послушайте далее:

Белый фон снегов белей,

Синий – небушка синей,

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

Дети: Из Гжели.

Экскурсовод : Правильно. Эти изделия украшены сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Именно в селе Гжель и зародился этот промысел. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из неё посуду. Посуда украшалась лепными деталями и расписывалась сине-голубым узором. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжель, синие полевые цветы – васильки и незабудки, синие тени на белом снегу. В гжельском промысле всегда отводилось место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки, изображающие персонажей народных сказок, детские игрушки. Давайте найдем такую игрушку.

Фото №1 Чудная Древняя Русь

Экскурсовод : Посмотрите, какие узоры встречаются особенно часто?

Дети: Тоненькие листики с закрученными усиками, гжельская роза, орнамент в виде сетки.

Экскурсовод : Где расположен Узор?

Дети: В центре изделия.

Экскурсовод : Молодцы. Мастера Гжели применяли разный нажим на кисть, чтобы получить разные оттенки синего цвета: чтобы получить тёмный оттенок, надо нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый – слабее.

Экскурсовод : Давайте посмотрим следующее! В России делали посуду, вещи не только уз глины, но из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимым материалом русских умельцев.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в селе Хохлома.

Дети: Хохлома.

Экскурсовод : А почему Хохлому называют золотой?

Дети: На хохломской посуде много золотого цвета.

Экскурсовод : Правильно. А вы знаете, как получился такой золотой цвет? Хохломские мастера натирали свои изделия алюминиевым порошком, затем покрывали свои изделия специальным составом – олифой, а потом ставили печь – закаливать. Не удивляйтесь, ребята, оказывается, и деревянные изделия можно было закаливать в печи, нужно только знать особые секреты, такой закалки. Так вот, в горячей печи алюминий и олифа желтели и посуда приобретала золотистый цвет. Оттого изделия и казались золотыми.

Но только ли золотой цвет мы видим в хохломской посуде.

- Какими ещё цветами пользовались мастера при росписи своих изделий?

Дети: Красным, чёрным, зелёным.

Экскурсовод : А каковы основные элементы хохломской росписи?

Дети: Это травка, завитки, ягоды – смородина, клубника, земляника, малина, гроздья рябины.

Экскурсовод : Правильно.

Экскурсовод : А здесь представлены изделия из одного старинного города. Живёт там весёлый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?

Дети: Городец!

Экскурсовод : А знаете ли вы, что Городец – родной брат самой Москвы? Он всего на 10 лет моложе нашей столицы, а основал его, так же как и Москву, великий князь Юрий Долгорукий.

Экскурсовод : Посмотрите на городецкие изделия. Какими красками пользуются городецкие мастера?

Дети: Зелёной, красной, розовой, синей, голубой.

Экскурсовод : Как сделать краски голубого и розового цвета?

Дети: Смешивают краски белого и синего, белого и красного цвета.

ФИЗМИНУТКА

Экскурсовод : Но на Руси издавна умели не только работать но и веселиться. А какое веселье без игры. Вот давайте сыграем в русскую игру Веревочка. Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.

Фото №2 Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи музеи выставки в высшей степени целесообразно

Экскурсовод : посмотрите, как много здесь разных кукол. Они разного размера, цвета и формы. А еще они по-разному изготовлены. Есть куклы обрядовые, есть куклы игровые, есть куклы-обереги. Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой, куклу своей дочке передавали. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их было очень много. Дети делали тряпичных кукол сами, они начинали «вертеть» куклу уже лет с пяти.

Десятиручка – Дарили такую куклу или делали для себя, когда много дел и не успеваешь все сделать вовремя. На здоровье, на Пасхальное яйцо, Кукла–пеленашка скручивалась будущей мамой на последнем месяце беременности, с добрыми мыслями о будущем дитятке.

И сейчас любой ребенок может сделать себе такую куклу, девочки и мальчики с радостью и интересом учатся делать народных кукол.

Фото №3 Музей для дошкольников является средством формирований целостной личности приобщения ребенка к культурным ценностям и традициям

На Руси куколки делали из подручного материала - дерева, ткани, ниток, соломы, кости.

Показ кукол.

Куклы в народных костюмах. Женская одежда. Старинная женская одежда делится на две группы: праздничную и повседневную. Праздничная одежда крестьянок по крою была одинаковой с будничной и отличалась лишь обилием вышитых и вытканных узоров.

Фото №4 При этом решаются важнейшие задачи по формированию познавательной мотивации потребности посещать музеи культуры поведения в музее эстетического вкуса

Обязательным дополнением к праздничному костюму служили головные уборы. Самой древней одеждой наших предков была рубаха, изначально изготовлявшаяся из грубого полотна. Рубашка непосредственно соприкасалась с телом человека, поэтому её приписывалось обладание магическими свойствами. Чтобы защитить свою рубашку и себя вместе с ней на неё стали наносить символы, формулы добра на вороте, подоле, на рукавах. Эти знаки добра наносились цветными нитями – вышивка, ткачество, кружево.

Комплект мужской будничной одежды состоял из рубахи косоворотки с разрезом по левой стороне груди и штанов (портов). Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском. Ноги обували в лапти с онучами (часть обуви, обвертка на ногу, замена чулок) в зимнее время носили валенки.

Экскурсовод : Но еще на выставке представлена русская матрешка! (дети рассматривают матрешек). Ребята, а что вы знаете о матрешке? Расскажите.

Рассказ детей о матрешках.

Экскурсовод : Матрешки очень веселые, любят петь и плясать.

Экскурсовод : А вы знаете, как впервые появилась матрешка? Оказывается, впервые разъемную куклу-игрушку придумали мастера в Японии. Это был добрый старый японский мудрец Даруму. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из 5 фигурок, вставленных одна в другую. Даруму- это бог счастья и долголетия. А 5 фигурок внутри-это его помощники. В 1890г. эту фигурку привезли в подмосковную усадьбу Мамонтово. Она очень понравилась художнику Сергею Малютину, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, а сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А внутри ее должны были поместиться дочки-помощницы.

Вот мы все матрешка да матрешка. Но ведь у этой куклы и названия то не было. А когда токарь ее сделал, а художник расписал, то и название пришло само собой- Матрена, а ласково –Матрешка. После того как матрешка стала популярна, ее стали изготавливать в разных районах нашей страны. Но самые знаменитые это Семеновские, Загорские, Полхово-Майдановские.

Экскурсовод : Ребята, а почему все матрешки такие разные?

Д: Потому что их делали и расписывали разные мастера, которые живут в разных городах и селах. Там разная природа, растительность. Настроение мастеров тоже может быть разное, что отражается в росписи матрешек.

Экскурсовод : Народные умельцы расписывали не только посуду, игрушки, но и музыкальные инструменты. Вот игрушка – свисток. А какие вы знаете музыкальные инструменты, расписанные народными умельцами?

Дети: Ложки.

Звонкие, резные ложки, расписные.

От зари до зари веселятся ложкари!

Фото №5 Публикация Конспект экскурсии в музей выставку народного творчества Чудная Древняя Русь размещена в разделах Быт наших предков предметы быта и утварь Конспекты занятий Фото №6 Все конспекты Музеи

Экскурсовод : А что вы узнали нового? Что особенно вам понравилось? Кто помнит название народных промыслов, представленных на выставке? Хотели бы вы научиться делать игрушки, кукол своими руками?

Экскурсовод : Молодцы, ребята. Ну что ж, ребята, я предлагаю превратиться в мастеров, - кто в дымковских, кто в гжельских, кто в хохломских, кто в городецких. Посмотрите для каждого мастера лежат незаконченные изделия. Вы сейчас подумайте, кто что будет делать, проходите, берите и творите у себя в группе. Предлагаю потом оформить в группе выставку своих работ. Спасибо всем, экскурсия закончена.

Фото №7 Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий Музейная педагогика в детском саду Народная культура фольклор Экскурсии в детском саду

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Дети в группе раскрашивают раскраски по темам: Гжель, Дымка, Хохлома, Матрешки (придумывают собственные узоры).

Фото №8 Конспекты экскурсий для дошкольников фотоотчеты Экскурсия в музей
Публикации по теме:

Фотозарисовка экскурсии в музейФотозарисовка экскурсии в музей Для чего нужны музеи? Чтобы знанья нам давать, Посещая их, мы будем Обо все на свете знать: Быт, религия, искусство И история Земли, Открываются.

Фотоотчет об экскурсии в краеведческий музей на выставку елочек учащихся 1 классаФотоотчет об экскурсии в краеведческий музей на выставку елочек учащихся 1 класса Фотоотчет об экскурсии в краеведческий музей на выставку "Елочка,елка -лесной аромат…» В прошлом году, нашу группу продленного дня первых.

Конспект экскурсии в краеведческий музейКонспект экскурсии в краеведческий музей Фотоотчет "Экскурсия в краеведческий музей" Цель: познакомить детей с природой Приморского края, познакомить детей с жизнью животных, птиц.

Фотоотчёт «Неделя народного творчества»Фотоотчёт «Неделя народного творчества» Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство это неразрывно связано с трудовой деятельностью.

Фотоотчёт об экскурсии на пожарно-техническую выставкуФотоотчёт об экскурсии на пожарно-техническую выставку Фотоотчёт об Экскурсии на пожарно-техническую выставку Центра противопожарной пропаганды и общественных связей ГУ МЧС России по Омской области.

Фотоотчёт об экскурсии на выставку рисунков «Юные художники»Фотоотчёт об экскурсии на выставку рисунков «Юные художники» Выставка проходила в городском краеведческом музее и занимала два зала. На выставке были представлены работы обучающихся в художественных.

Фотозарисовки экскурсии на выставку «Символ 2019 года»Фотозарисовки экскурсии на выставку «Символ 2019 года» Необычная выставка основана на частной коллекции свиней из разнообразных материалов: фарфора, стекла, резины и дерева. Как рассказали.

Конспект экскурсии в мини-музей «Наши земляки — участники ВОВ» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект экскурсии в мини-музей «Наши земляки — участники ВОВ» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Конспект.

Фотоотчет «Поход в музей на художественную выставку»Фотоотчет «Поход в музей на художественную выставку» 17 октября наша группа «Задоринка», посетила Дивногорский музей, где детям была представлена выставка художников Красноярского края и Москвы,.

Фотоотчет об экскурсии на выставку «Крылья России»Фотоотчет об экскурсии на выставку «Крылья России» В преддверии праздника 23 февраля -День Защитника Отечества, в нашем городе была организована выставка "Крылья России" в выставочном зале.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экскурсии в музей-выставку народного творчества «Чудная Древняя Русь»
Опубликовано: 11 мая 2022 в 18:47
+150Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экскурсии в музей-выставку народного творчества «Чудная Древняя Русь»» (включая файлы) размещена пользователем Алена Турьева (УИ 266382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД