Ольга Крылова
Конспект занятия по краеведению «Экскурсия по реке Вороне»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Экскурсия по реке Вороне».
Цель. Расширить знания детей о родной реке Вороне. Научить детей видеть, наблюдать и понимать красоту родной реки, бережно относиться к ней, любить и сохранять. Сформировать понимание того, что заботиться о природе – значит помогать Родине. Воспитывать любознательность.
Предварительная работа.
Прогулки к реке.
Беседы с детьми о водной среде.
Чтение познавательной литературы о жизни рек. Рассмотрение фотографий с видами нашей реки Вороны.
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Экскурсия по реке Вороне“» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Реки и озера
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Воспитатель. Ребята, сегодня нам предстоит экскурсия по реке Вороне.
Раздается стук в дверь. Появляется сказочный персонаж Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте, ребята! Скажите, куда я попал?
Дети. В детский сад.
Незнайка. А в каком городе вы живете?
Дети. В г. Уварово
Воспитатель. Незнайка, а ты знаешь, на какой реке стоит наш город?
Незнайка. Нет.
Воспитатель. А хочешь узнать?
Незнайка. Да!
Воспитатель. Ребята скажите Незнайке, на какой реке стоит наш город.
Ребенок. Наш город стоит на реке Вороне.
Воспитатель. А почему наша река получила такое название?
Дети. Наверное, ворон много летает около реки.
Воспитатель. Нет. Ребята, давайте я познакомлю вас с нашей речкой. Воспитатель показывает слайды.
Ворона - река, которая берет свое начало возле села Новая Каштановка Пензинской области. Далее она протекает по Гавриловскому, Уметскому, Кирсановскому, Инжавинскому, Уваровскому, Ржаксинскому, Мучкапскому районах Тамбовской области. На протяжении более двухсот километров несёт она свои воды по территории Тамбовской области, вбирает в себя множество ручейков и речушек и, наконец, многоводная и мощная, впадает в реку Хопёр в Воронежской области около г. Борисоглебска. Река Хопер впадает в реку Дон, а далее воды реки Дон попадают в Азовское море. Там, где течет река Ворона, на приречных склонах преобладают дубовые леса, могучие, вековые. В народе их называли «чернь». Отсюда и сама река получила название черной – вороной. Наша река спокойная, равнинная. В некоторых местах она широкая, а в некоторых узкая. Раньше это была судоходная река, а теперь она обмельчала. Питание реки преимущественно снеговое. Замерзает с декабря по апрель. В 1994 году на реке организован единственный в регионе государственный заповедник – Воронинский.
Воспитатель. В народе существует легенда о происхождении реки Ворона. Послушайте. Легенда рассказывает о любви прекрасной Вороны – дочери половецкого хана, и славянского юноши Хопра. Напали на половцев злые татары, всех перебили или взяли в плен, только Вороне удалось скрыться. Пустились татары за ней в погоню. Бросилась он за помощью к одному богатырю, к другому, но те, испугавшись погони, удрали. Только смелый юноша Хопер из племени вятичей подхватил Ворону и помчался к Седому Дону за защитой. Стали настигать Хопра с Вороной преследователи, и тогда Седой Дон взмахнул своим речным покрывалом, и превратил всех – и преследователей, и Хопра с Вороной – в реки. Так появилась река Хопер, ее приток Ворона, а также реки Чембар, Важдя и Карай.
Ход времён не замечая,
Между этих берегов
Вдаль течёт вода, качая
Отраженья облаков.
Тёплый ветерок, летая,
Носит запах диких трав.
И, беспечный, враз смолкает
В сумраке немых дубрав.
Так уже в наше время написал стихотворение о реке Вороне Ю. Иващенко, наш поэт.
Воспитатель. Показывает слайд «Мост». Ребята, смотрите, что это перекинуто через реку?
Дети отвечают.
Воспитатель. Для чего люди строят мосты? Какие они бывают? Может Незнайка поможет детям?
Незнайка. Я очень любознательный и много знаю, наверное, мосты нужны, чтобы прыгать с них.
Воспитатель обращается к детям и ждет ответа.
Показывает следующий слайд «Городской пляж».
Воспитатель. А что это за место вдоль реки? Здесь люди в свободное от работы время купаются, загорают, отдыхают. Это городской пляж. Это место выбрали неслучайно. Пляж находится перед городом, а значит вода здесь чище, да и место красивое. Здесь очень удобно купаться, песчаное дно, неглубоко. Сюда приходит много народу, особенно в выходные дни. Ребята, а вы здесь бывали?
Дети отвечают.
Незнайка. Я так хочу побывать там! Мне это место очень понравилось, я побегу туда. Очень хочется искупаться в р. Вороне. До свидания ребята.
Воспитатель. Ребята, а какая рыба обитает в нашей реке?
Дети отвечают.
Воспитатель. В нашей реке водятся разные рыбы : голавль, ерш, окунь, судак, красноперка, линь, пескарь, сазан, сом, щука, лещ, плотва, минога, язь, подуст, рыбец. Здесь можно рыбачить.
Воспитатель. А как эту рыбу можно назвать одним словом? (Пресноводная)
Воспитатель. Ребята, давайте сделаем зарисовку нашей реки. Поделимся своими впечатлениями друг с другом.
Воспитатель. Подведение итогов. Что нового узнали на занятии? Что больше всего запомнилось?