Докторова Марина Анатольевна
Экономичесское воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическое воспитание дошкольников
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят
и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение
в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может
помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.
Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов
выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни.
Публикация «Экономичесское воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным
отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству
общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную
деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных
знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако
именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких
индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность,
бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания
финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют
успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации
на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой
грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою
очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и
поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых
решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое
образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой
культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая
творчество и воображение).
Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе
жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются
ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее
материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного
возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются
воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения
в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых
результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка
правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать
самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные
решения.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает
ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения
специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы
и др.) и решения сложных арифметических задач.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования
является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает
дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет
приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте
закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы
к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия
по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и
студентам, но и дошкольникам.
Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие
формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов. Для достижения этой цели необходимо включить изучение основ финансовой грамотности в образовательные программы ДОО для детей 5-7 лет.
На уровне развития каждого ребенка следует выделить следующие
основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:
дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
способствовать формированию разумных экономических потребностей,
умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
положить начало формированию финансово-экономического мышления;
способствовать формированию основных качеств по умению принятия
самостоятельных решений;
сформировать умение рационально организовывать свою трудовую
деятельность;
содействовать формированию позитивной социализации и личностному
развитию дошкольника.
В процессе формирования и развития личности ребенка обучение и
воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания – важнейшее условие
эффективности образовательной деятельности. Поэтому при организации
образовательной деятельности обязательно должны ставиться воспитательные
задачи.
Среди основных воспитательных задач можно выделить:
побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению
к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь
между членами семьи, друзьями, соседями;
воспитание нравственно-экономических качеств личности : трудолюбия,
деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и
самоконтроля, уверенности в себе, поиска наилучшего выхода из ситуации;
воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и
общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать,
в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Следует отметить, что независимо от возраста дошкольников включение
в образовательную деятельность основ финансовой грамотности следует начинать
с понятия «труд».
Примерный тематический план обучения может быть представлен
в следующей последовательности
Тема 1. Труд – основа жизни.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.
Тема 6. Учимся планировать.
Тема 7. Богатство и бедность.