Надежда Алексеевна Шелкоплясова
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по экологическому воспитанию.
Воспитание любви к природе одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, в связи с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души : возникает эстетическое наслаждение звуками, запахами и красками природы. Труд человека приобретает радостные оттенки. Неотъемлемой в данном процессе является игра, верная помощница воспитания. Игра увлекает ребенка, ведет его в свой мир, учит правильно воспринимать окружающий мир.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Основные задачи экологического воспитания
-поддержать интерес ребенка к объектам живой и неживой природы, к наиболее ярко выраженным сезонным явлениям;
-обращать внимание детей на наиболее привлекательные для них объекты природы, как в помещениях детского сада, так и на территории – декоративные, комнатные и дикорастущие растения, животные (рыбки, птицы);
-помогать замечать в группе, в живом уголке изменения во внешнем виде растений (появился цветок, выделять для себя наиболее привлекательные объекты (например, с удовольствием наблюдать за обитателями аквариума, способствовать проявления к ним интереса;
-показывать детям, как взрослые заботятся о растениях (поливают, рыхлят землю, подкармливают зимой птичек;
-предупреждать попытки детей пугать птиц, ловить животных, ломать ветки, рвать цветы, бросать мусор на территории детского сада, парка, сквера, на улице;
-воспитывать у детей эмоционально – положительное, бережное отношение к объектам окружающим природы;
-знакомить с некоторыми объектами неживой природы и их свойствами (большие и маленькие, твердые камешки, вода течет, ветер дует, песок сыплется глина лепится) и предоставлять детям возможность экспериментировать с некоторыми из них (камешками, водой, песком);
-рассматривать с детьми картинки с изображениями домашних животных (кошки, собаки и др.);
-развивать художественные умения и навыки.
Существующие программы для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы : разнообразие растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.
При правильном руководстве наблюдением окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится «говорить» с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их.
Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Заполнение календаря – важная совместная практическая деятельность.
Еще один вид календаря – это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры.
Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, – ребенок учится играя.
Работая с детьми, по теме «Экологическое воспитание», воспитатели учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.
Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В дошкольных учреждениях заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Могут быть проведены выставки: «Лучший осенний букет», «Дары осени», «К нам сказка пришла», «Это поможет природе» и т. д.
Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Программа охватывает три основных направления экологического образования : «Развитие элементарных естественнонаучных представлений», «Развитие экологической культуры детей», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Она учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей дошкольного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе.
Программа строится по концентрическому принципу. Это значит, что воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту или понятию многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниям что-то новое.
Первый уровень самый низкий. Он предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями, процессами, трудовыми операциями) вне связи друг с другом. Только на первом уровне процесс обучения строится в обеих группах раннего возраста и первой младшей группе. Это объясняется как малым жизненным опытом, так и особенностями мышления детей, которое в этом возрасте наглядно-действенное.
Второй уровень подразумевает ознакомление с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно-следственных связей, действующих в природе. Приступать к обучению на этом уровне можно после того, как дети овладеют речью, а наглядно-действенное мышление начнет постепенно дополняться наглядно-образным. Обычно это происходит во второй младшей группе. Как и первый, второй уровень ознакомления с природой не теряет своего значения у старших дошкольников. Он позволяет усваивать более сложные представления и понятия.
Обучение на третьем уровне означает, что все объекты и явления рассматриваются во взаимосвязи, а также в связи со средой обитания. Дети выявляют более сложные причинно-следственные связи, действующие в природе, и устанавливают общие закономерности природных явлений, доступные их возрасту. Они учатся делать умозаключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений.
Для перехода к третьему уровню требуется наличие двух условий: накопление у детей достаточного объема знаний о природе; появление у них способности к абстрактно-логическому мышлению. Обычно эти условия создаются в старшей и подготовительной к школе группах детского сада.
Таким образом, процесс ознакомления с природой в группах раннего возраста и первой младшей строится только на первом уровне, во второй младшей и средней — на первом и втором уровнях, в старшей и подготовительной к школе — на трех уровнях. Все три уровня сохраняются в течение последующей жизни человека, хотя общий объем знаний, соответствующий каждому уровню, с возрастом увеличивается.
Переход от одного уровня к другому находит свое отражение в тематике проводимых занятий. Первому уровню соответствуют занятия, посвященные ознакомлению с каким-либо одним объектом или процессом (с котенком, геранью, снегом, попугайчиком, способом полива комнатных растений). При проведении занятий, соответствующих второму уровню, в качестве темы избираются либо процессы, либо обобщенные представления: Что надо сделать, чтобы нашему хомячку (попугайчику, рыбкам) жилось хорошо? Как добиться, чтобы веточки деревьев распустились скорее? Какие части есть у каждого растения?
При переходе к третьему уровню на обсуждение выносятся проблемные вопросы: Как животные спасаются от врагов? Как они переносят неблагоприятные условия? Почему хлеб нужно беречь? Какую пользу приносят растения человеку? Можно ли делить растения (животных) на полезные и вредные, на красивые и некрасивые?
Фактически обучение на третьем уровне соответствует понятиям «экологическое воспитание дошкольников», «формирование экологического сознания».
Детям необходимо давать только правильные, истинные знания, не оставлять детские вопросы без ответов, у них должно формироваться чувство радости от процесса познания.
Необходимо давать большой простор детскому творчеству и экспериментированию, поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельные поиски интересных фактов и закономерностей, воспитывать потребность созидать, а не разрушать.
Для достижения поставленных целей следует использовать разнообразные формы и методы работы, однако основной объем материала давать в свободной деятельности в виде обычного бытового общения знающего взрослого с любознательным ребенком.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Программа А. Вересова "Мы земляне" имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е. Рылеевой "Открой себя" создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий "Мир нерукотворный".
Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас", в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Программа "Паутинка" Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: "где я живу" (окружающая среда, "как я живу" (поведение и ответственность, "с кем я живу" (соседи по планете, взаимосвязь с ними, "когда я живу" (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.
Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.
Программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик " нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках.
Программа "Наш дом-природа" состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др., три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты.
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. "Юный эколог" включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей).
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.