Галина Владимировна Дмитриева
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Личность каждого человека складывается не только из генетически обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к природе. Современные дети имеют очень специфичные представления о живом, чаще всего ограниченные информацией, предоставляемой интернетом и касающейся конкретных проявлений мира флоры и фауны. Но такое фрагментарное изучение вопроса, незаинтересованность в сохранении условий для жизни, ведёт к потребительскому отношению к природе в целом и лишению себя важного нравственно-эстетического компонента жизни в частности. Решать эту проблему нужно как можно раньше, на что и направлена концепция воспитания детей, в том числе и дошкольного возраста.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. В решении данной задачи ведущая роль принадлежит экологическому образованию. Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как
:
-
формировать первичные представления
об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
-
развивать потребность
в экспериментировании и исследовании объектов природы посредством создания развивающей предметно – пространственной среды;
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом
.
Детям дошкольного возраста характерно наглядно – образное и наглядно – действенное мышление, поэтому принципом моей работы, способствующим развитию познавательного интереса детей, является китайская народная мудрость: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я пойму».
В своей работе использую организованные формы работы по экологическому воспитанию, а также и совместную деятельность воспитателя и детей.
Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д.)
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные,
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, – рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона и др. ,
рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д. ,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»)
Совместно с родителями мы проводим экологические акции, праздники,
которые формируют экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке, помощь зимующим птицам, создание игрушек из бросовых материалов и др.
Таким образом, можно сделать вывод о широких возможностях в условиях ДОУ для экологического образования.